С момента зачатия сознание проходит архетипически обусловленные стадии развития. В норме эти стадии естественным образом сменяют одна другую так же, как стадии физиологического развития. И хотя деление на тело и душу – относительно, гены определяют физиологическую программу, а архетипы задают направление формирования психики. Как и гены, архетипы в чем-то четко задают рамки, а в чем-то – это веер возможностей, из которых реализована будет только одна.
Архетипические паттерны развития сознания отражаются в мифах. Первый цикл – это мифы о сотворении мира. Сознания нет, Эго полностью принадлежит бессознательному. Так как Эго и сознание человечества на примитивных этапах истории еще не было развито, мифология является продуктом коллективного бессознательного.
Изначальная ситуация - то, что предшествует высвобождению зародыша сознания. Это состояние абсолютной целостности, которое невозможно познать и понять в силу отсутствия Эго. Описать эту стадию можно только символически, по аналогии, через ассоциации. Символов много и каждый будет раскрывать только часть явления. Мифология различных народов доносит до нас по-детски непосредственно, как человечество справлялось с загадками, которые и сейчас недоступны для нашего рационального понимания. А именно – «Откуда я появился?» Тот же вопрос задает и ребенок на определенном этапе жизни.
Один из символов изначальной целостности – круг, сфера, яйцо. Совершенное начало, в котором противоположности еще не отделились друг от друга. Китайский круг инь и ян. В Египте, Древней Греции, Африке, Индии небо и земля были слиты в одном круге, потому что еще ничего их не разделило. Слитность полюсов отражается также в образе гермафродита, объединяющего мужское и женское начало.
Совершенство, самостоятельность, самоудовлетворенность, независимость – черты этого первичного состояния. Уроборос, первобытный дракон, который рождает и убивает самого себя. Первоначальная змея под разными названиями – одно из самых древних божеств. Уроборос можно найти и в Откровении от Иоана, и у индейцев навахо, и в Африке, и в Индии, и в Египте, и у цыган, и в рукописях алхимиков.
Тот же символ круга как целостности проявляется и в современной культуре, и в сновидениях современных людей.
Основные качества того раннего состояния, в котором когда-то находилось человечество и состояние ребенка в перинатальный период определяются переживанием, что все существует всегда, вне времени и пространства. Человек идентифицируется с Самостью, центром психической жизни. Такое состояние похоже на базовую перинатальную матрицу Грофа или первичное Я у Фордхама. Это время пребывания в раю, время до рождения Эго, плавание маленького человечка в околоплодных водах материнского лона, которое тоже – один из символов начала.
Изначальная сфера материнского образа архетипически включает все глубокое, большое и охватывающее – пропасть, долина, море, озеро, почва, потусторонний мир, пещера, город. Вспоминается Фрейд, который считал женским все полое. Но он был далек от символического восприятия образа, воспринимая его буквально.
Таким образом, человеческое сознание на изначальной стадии находится под влиянием уробороса. Оно слито с окружающим миром и не отличает себя от него. Мир кормит, защищает, дает радость, удаляет отходы. Это образ Доброй Матери, который воплощается в позитивной стороне уробороса. Все процессы происходят автоматически, без усилий.
Что почитать:
Эдвард Эдингер «Эго и архетип»
Эрик Нойманн «Происхождение и развитие сознания».
Питер Мадд. Темная Самость. Смерть как фактор переноса. Журнал «Юнгианский анализ», 2021, № 2
Подписывайтесь на мои каналы:
на Яндекс.Дзен "Сознательно о бессознательном"
в Телеграм "Заметки о юнгианском"
Приходите на мой сайт😊
Записывайтесь на консультации: +7 (905) 501-23-73.