В нашей культуре все чаще мелькает понятие "Позитивное мышление". Каждый использует этот термин по-своему. Как итог - мы говорим об одном и том же, но о разном)
В ходе терапии стоит прояснить, что в действительности клиент имеет ввиду когда говорит "я стараюсь мыслить позитивно". Ведь в некоторых случаях такая установка может стать дорогой в ад.
Предлагаю порассуждать, о смысле позитивного мышления с разных сторон.
_________
Случай 1. Что обычно подразумевают клиенты?
Если расспросить клиента, что именно он подразумевает под "мыслить позитивно" и "радоваться жизни", то можно уловить следующий смысл:
«Чтобы быть счастливым, нужно испытывать радость».
То есть перевернем мысль:
любые другие эмоции (как правило те, которые клиент считает негативными), говорят ему о том, что он сейчас живет как-то не так.
К чему это приводит?
Клиент учится игнорировать свои "плохие" эмоции. И это в лучшем случае, если такие эмоции можно подавить или сместить фокус.
В худшем - если эмоция никак не уходит, то сверху на все это ложится еще и переживание о том, что я какой-то не такой, раз я грущу/плачу/злюсь.
Важно подчеркнуть, что "плохих" эмоций не бывает. Каждая эмоция - это сигнал организма на внешний раздражитель. Да, некоторые эмоции бывает трудно выносить. Но каждая имеет свой смысл, сигнализирует нам о потребности. И если мы их "гасим", то тем самым убиваем в зародыше свои потребности.
Оказывается, что с позитивной установкой мы приютили под кроватью мерзкого монстра. Как только у появляется любая «плохая эмоция» этот злодей будет вылезать и кричать во все горло «Ты несчастен».
Так чувство счастья может не посещать клиента долгие годы. Потому что невозможно не испытывать негативные эмоции и жить в тепличных условиях.
Во-первых, мы не можем себе приказать испытывать/не испытывать какие-то чувства.
Во-вторых, матушка-природа зачем-то дала нам эти эмоции. И наверное, если перестать их отрицать, а принимать и понимать о чем они, то это даже может быть полезным 🤨
Идем к примеру.
Сразу оговорюсь, что пример и контекст ситуации вымышленный. В реальной жизни у человека может быть иной контекст и подобные рассуждения могут не работать.
Клиент долгое время терпит на работе своего начальника. Каждое утро он не хочет просыпаться. Потому что нужно идти на работу и снова слушать оры своего начальника.
Но увольняться страшно. Искать новую работу - сложно. Лучше уж посидеть здесь. Тут хоть и кричат, но зато стабильно и все понятно.
А чтобы окончательно не сойти с ума, психика клиента пытается адаптироваться: например, начать думать позитивно, лучше работать, пытаться завоевать внимание начальника или попытаться понять его нелегкую судьбинушку.
Фишка в том, что начальник от этого не перестает кричать и проблема не решается. Позитивное мышление в таком случае только усугубляет ситуацию.
А потом возникает невроз, депрессия, апатия и прочие "веселые" штуки.
На самом деле, все это время психика клиента пыталась ему помочь: сигналила своими негативными эмоциями о том, что пора уже отсюда уходить. Ведь каким бы "хорошим" не был клиент, своими действиями она не может повлиять на своего начальника. Это его выбор быть таким.
И здесь открывается большое поле для работы: начиная с реалистичности такой установки, заканчивая адекватным восприятием своих эмоций и потребностей.
Случай 2. Альтернатива
Под позитивным мышлением клиент подразумевает НЕ отрицание своих негативных эмоций. Наоборот, клиент их учитывает. При этом, клиент может оценить реальное положение дел, свои реальные потребности и осознать, как конструктивно решить проблему.
Вот несколько примеров того, как можно перевести рассуждение в позитивное и конструктивное русло:
"У меня не получится" → "Как сделать так, чтобы у меня получилось? Есть ли у меня возможности это сделать?"
"Я боюсь ошибаться" → "Да, мне страшно совершить ошибку и бояться это нормально. Но я очень хочу попробовать и научиться я смогу только через ошибки. Все ошибаются."
"У меня нет на это времени" → "Как мне найти на это время? От чего я могу отказаться и хочу ли отказываться?"
Важно упомянуть случаи, при которых клиент может и принять свои ограничения. Возьмем тот же пример с начальником.
"Для меня эта задача оказалась действительно сложной. Я перепробовал все, чтобы наладить отношения с начальником. Я сделал все, что в моих силах и больше не хочу этим заниматься. Мне грустно и больно, что у меня не получилось. Но я уверен, что на другой работе будет другая ситуация. Ведь не все же начальники такие".
При таком подходе клиент остается в контакте со своими эмоциями. Не отрицает их, не избегает, а учитывает. Это то, к чему стоит привести клиента в ходе терапии.
Вывод простой: не нужно "бороться" со своими "плохими" эмоциями. Стоит научиться прислушиваться к ним. Ведь если мы научимся обращать внимание на свои настоящие чувства, это поможет нам прожить жизнь более насыщенно и осознанно.
Экзистенциальный психолог Коновалова Анастасия.
Запись на консультацию в Telegram: @konovasia.
Автор: Анастасия Коновалова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru