Общеизвестно, что Америка и Канада также восполняют свой людской дефицит за счет притока иммигрантов. Но они “переплавляют” их в знаменитом “плавильном котле”, делая американцами и канадцами, начиная с того, что обязывают учить английский или французский язык. Через языковую среду постепенно формируется менталитет, соответствующий новым условиям жизни, так что через одно-два колена потомки этих эмигрантов становятся действительно американцами и канадцами. Цвет кожи и прошлая национальность, хотя и просвечивают сквозь них, но не имеют решающего значения. Например, сегодняшним генерал-губернатором Канады, а это высший государственный пост, является госпожа Андриенн Кларксон, как можно судить по фотографии, лицо восточного происхождения.
А может кто-нибудь сказать, кто такой “настоящий” русский? Разумеется, наука дает четкий ответ. это “светлоглазый брахикефал (широкоголовый) (хорошо уже, что не узкоголовый стегоцефал, - И.К.), населяющий Валдай (я, кстати, узнаю себя в этом типе, - И.К.); ... темный субдолихокефал (приближается к длинноголовому), обитающий в среднем течении Оки; наконец, темноволосый брахикефал, занимающий область от Волыни до Курска. Между западным великорусом-валдайцем и более темным субдолихокефалом-восточным великорусом лежит зона смешения антропологических типов. Западный великорус по своим антропологическим чертам ... связан с позднейшими пришельцами с запада, восточный же имеет тип, который характерен для иноязычного населения, живущего к востоку от зоны основного ареала русских. ... Восточный великорус - потомок древнего населения, входящего в состав финнов, а валдаец - потомок славянского племени кривичей. Что касается широкоголового брюнета, расположенного на южной окраине русского ареала и уходящего на территорию Украины (нет, пожалуй, я больше смахиваю на этого типа, - И.К.), то его Чепурковский (1913 год, - И.К.) считал поздним пришельцем на территорию Киевской Руси после ее опустошения ордынским нашествием и образовавшимся смешением разнородных элементов”.6.73,57 Ну, в общем, все то, что я о себе простыми словами говорил…
(6.2.10.)
И то правда: если поставить рядом уроженца северных областей, близкого по облику к норманнам, - белолицего, русого и голубоглазого, в общем, длинноголового норманна, и уроженца южных степей с обликом князя Святослава (широкоголового хазарца), кто поверит, что это представители одной нации. И хотя, разглядывая на другом конце земного шара “РосТВ”, мы не устаем удивляться природной красоте русского народа (особенно девушек!), посмотрите на каждого в отдельности в уличной толпе и убедитесь, что в ней шляется столько разных типов, что нетрудно подобрать из стасорокапятимиллионного российского народа представителя любого этноса Земли. Поэтому говоря о “настоящем” русском, я имею в виду не форму костей черепа, а то, что под ними, то есть русский менталитет, или, более широко, “русскую душу”.
А потому, кто сказал, что русские и в будущем будут отождествляться с белокожестью, русоволосостью и голубоглазостью? Почему преобладающими отличиями россиян будущего (даже и не очень далекого) не могут стать отмеченные выше темнокожесть, курчавоволосость и узкоглазость? Как уже в наши дни англоязычное население “безнациональной” Америки теснится испаноговорящими с соответствующей переменой “среднего” облика населения и требованием признать испанский - вторым государственным языком США, хотя первый - английский - официально таковым не является. Как среди безупречно белых потомков первых канадских поселенцев - сосланных из метрополии французских проституток и английских уголовников - прямо на наших глазах начинают преобладать представители африканского и азиатского континентов, которых здесь отродясь не было.
“К 2050 году численность землян составит 9 млрд человек, причем население Европы будет сокращаться, а Азии и Африки - расти. Такой прогноз делает американское Бюро информации о народонаселении. В настоящее время в Европе проживает 728 млн человек, но через 50 лет число жителей Старого Света сократиться до 628 млн. ... Демографы объясняют это высокой стоимостью жизни в Западной Европе и развалом СССР. “Люди не очень уверены в будущем”, - отмечает один из авторов исследования Карл Хоб. В то же время число жителей Индии к 2050 году может составить 1,6 млрд человек, африканцев - 1,8 млрд....”.6.69
Рассуждая об ассимиляции разных народов в англоязычной и русскоязычной среде, очень важно не упустить принципиальные различия между ними. Американская среда, в силу ее природной демократичности, легко принимает чужеземцев и, если у них и возникают какие-либо иммиграционные проблемы, то их дети становятся стопроцентными американцами с момента рождения на американской земле. Они стопроцентны во всем и, прежде всего, в американском патриотизме, внешними признаками которого являются прикладывание руки к сердцу при исполнении гимна Америки и вывешивание звезднополосатого флага над входом в свое жилище. Но, полноценно участвуя в выборах представителей верховной власти или в военных демаршах своей страны, они остаются членами своей общины, исповедуя традиции и культуру страны своих предков. Они не пропитываются пионерным духом Америки, практически не знают ее истории и с равнодушно игнорируют ее культурные ценности. Америка для них лишь место комфортного проживания, о котором нужно заботиться.
Я не скрываю того, что этими рассуждениями снова подвожу к понятию русского, как “состоянию души”, независимо от первоначального происхождения индивидуума. Иными словами, не исключая первые два из указанных выше пути, главным источником восполнения русских, как и в других странах, может стать только интенсивная иммиграция в Россию представителей слаборазвитых стран, с обязательным созданием условий для их интенсивной ассимиляции. К последним относятся эффективное (быстрое) обучение прибывших русскому языку и, для начала, хотя бы элементарному знакомству с тысячелетней русской историей и культурой. Именно в этом смысле, я повторю еще раз, наша семья является опережающей моделью совсем недалекого, чем это кажется на первый взгляд, будущего России.
Не будем делать из сказанного трагедии. Наша извечная славянская оседлость, обособленность от реальных процессов уже вовсю идущих в мире, только чуть-чуть задержала этот процесс. “За бугром” все по-иному.
“ ... В ближайшем будущем сразу в двух крупных английских городах, Лестере и Бирмингеме, произойдет настоящая расовая революция: люди с белым цветом кожи окажутся там в меньшинстве. Их постепенно вытеснят выходцы из Азии и Африки. ... В этих городах уже сейчас большинство местных школьников - из многодетных семей иммигрантов. Поэтому коренные англичане, которые обычно не заводят больше одного ребенка, похоже, обречены остаться в меньшинстве.
... Не все в Англии воспринимают происходящее как национальную трагедию. Так, темнокожий ученый Саймон Вули, занимающийся исследованием этнических меньшинств в британских городах, считает: “Все это означает лишь то, что само понятие “британец” ныне меняется” (подчеркнуто мной, - И.К.). И даже выразил недовольство тем, что во многих городских советах белые по-прежнему составляют большинство”.6.71
Изменение демографической ситуации в некогда чопорной недоступной Англии дошло до того, что из-за преобладания цветного населения “впервые роль Генриха VI в пьесе Шекспира будет играть чернокожий актер. 24-летний Дэвид Ойеволо из Нигерии надеется, что столь необычное решение откроет двери и другим черным актерам. А режиссер Майкл Бойд заявил, что, подыскивая актера на роль Генриха VI, стремился выбрать самого талантливого из претендентов”.6.72
Впрочем, Харитон Гаврилович рассмотрел среди прочих и такую возможность.
“Может ли исчезнуть народ как этническое целое? Всякий, кто хоть немного знаком с историей, ответит утвердительно. Где теперь древние египтяне, скифы, ацтеки, маньчжуры и другие, некогда “гремевшие” в истории? Выдан ли каким-либо народам страховой полис с гарантиями от “растворения” в истории? Ответ только отрицательный. Какое будущее ожидает русских как этнос при сохранении нынешних тенденций?
Прогнозы, конечно, расходятся, но в целом направленность их общая: существует реальная опасность. ... Я думаю ... был и русский Холокост. Его организовали советское государство и руководившая им партия коммунистов. Для приведения народа в режим непрерывно уменьшающейся численности вовсе не обязательно сжигать его в печах. Можно сжигать на стройках коммунизма. В битвах с империалистическими агрессорами. В процессе коллективизации. Жизнью в колхозах, барачных поселках на окраинах городов, в коммунальных квартирах. Можно уничтожать, навязывая водку и “бормотуху” как средство отвлечения от опасных мыслей о социализме. Убивать непомерными, нечеловеческими нагрузками народ, объявленный лидером обреченного на неудачу эксперимента по строительству коммунизма в одной отдельно взятой стране. Можно уничтожать народ, истребляя вековые устои его жизни беспощадной, отупляющей, убивающей ум и иссушающей все духовные силы советской идеологией. И если реакция евреев на десять лет уничтожения миллионов соплеменников встретила понимание и поддержку всего демократического мира, то почему возникают сомнения в правомерности попытки русских ответить на чудовищный, не десятилетний, а семидесятилетний Холокост большевизма в отношении русской нации? Тем более что для преодоления последствий Холокоста русских власти современной России практически ничего не делают”.6.23 Есть и другое мнение:
“ ... До властей, по-видимому, наконец дошло, что национальная идея (потребность в которой огромна при том идейном вакууме, что образовался с крушением коммунизма) не может быть без национальной. Во-вторых, в стране, на 85% населенной одним народом (русскими), нельзя из этого народа бесконечно делать фигуру умолчания. ...
Чем определяется конфликт идей ... Столкновением интересов: с одной стороны - русского народа, с другой - тех 15% населения, которые не входят в состав русских. ... На эти самые 15% приходится 175 (по последней статистике) национальностей! ... Нерусские даже и слышать не хотят о геноциде, которому были подвергнуты русские в ХХ веке, и о необходимости преодоления его последствий. ... Так же до недавнего времени мир не желал признавать и геноцид армян. Русский народ - 150-миллионная громада. 120 миллионов живет в России, 20 - в ближнем и 10 - в дальнем зарубежье. ...”.6.75 Но в общем-то, по сравнению с 6 миллиардами землян, это тоже малый народ, отличие которого от других в том, что у него…
6.2.3. Всегда особая российская государственность
“Особость” эту можно проследить, разбив российскую историю на историко-политические периоды:
1. Древлянская республика - “колыбель славянства” (V в. до н.э. - Х-ый в. н.э.). Имела близкий к идеальному республиканский общественный строй, основанный на “рафинированной” “мужской” демократии в ее истинном смысле (власть народа, прямые выборы мужской частью общины управляющей думы и вождя), что обеспечивалось правом и долгом каждого свободного мужчины иметь собственность, носить оружие для защиты чести, жизни, родного дома и “земли” (государства), участвовать в обсуждении и решении общих вопросов, добровольно работать на общее благо.
2. Киевская Русь. “Варварская” республика во главе с пришлым иноземным конунгом (князем), обладавшим пожизненной и наследной властью и соответствующим ограничением “власти народа”. Отличие от “классических” варварских госформирований состояло в том, что последние возникали в кочевых племенах, в то время как Древнерусская республика существовала до Киевской Руси на одной территории около полутора тысяч лет.
3. Новгородская республика. Близкая к предыдущей форма правления с выделением зажиточной верхушки (“новгородского вече”), влиявшей на принимаемые князем решения, что позволяет в какой-то мере определить ее как “пра-парламентскую” республику.
4. Владимиро-Суздальское княжество. Шаткая власть великого князя с постоянной угрозой внутренних бунтов и внешних нападений, ограничения прав народа на собственность и свободное ношение оружия, наследное раздробление земель, междуусобица, фактически феодальное правление.
5. Московское царство. Сугубо феодальное государство со скопированной с Золотой Орды “азиатской” вертикалью власти, наследным царем и полусвободным населением с уже четким пониманием ситуации “всяк сверчок знай свой шесток”.
6. Российская империя. Абсолютная монархия с крепостным народом, неустойчивая к внутренним (дворцовым и государственным) переворотам, в результате одного из них (октябрь 1917-го) выродившаяся в Советский Союз, который можно назвать
7. Советская империя с тоталитарной властью над несвободным народом, политические права которого были заменены идеологической демагогией, превратившаяся после последнего переворота (октябрь 1963-го) в Российскую федерацию или, по желанию, просто Россию.
8. Российская федерация. Тип власти - “ельцинизм” - социальная система, гибрид остатков советизма (азиатская “вертикаль власти”, ненасытная и продажная бюрократия, - И.К.), частей западнизма (нью-капитализм, воровская частная собственность, - И.К.) и воспоминаний о дореволюционных годах. ... В ходе становления ельцинского режима помимо уничтожения экономики, ... было разрушено идейное и психологическое здоровье народа. Российское население находится в состоянии хаоса, люди потеряли жизненные ориентиры, не знают, что делать, как жить, к чему стремиться”. 5.86
Последнее определение А. Зиновьева, на мой взгляд, хотя и верно, но еще вернее его же утверждение о том, что “народ (его менталитет, - И.К.) как таковой меняется очень медленно. Он вообще почти не меняется. Как сложился его характер в течение веков, таким он и остается”.5.63
Вот об этом и поговорим, послушав для начала Гавриилу Попова.
(6.2.11.)
“Русские ... веками формировались не в национально-замкнутом пространстве, а в открытой всем ветрам севера и юга, востока и запада гигантской восточно-европейской равнине ассимиляций (если, конечно забыть о пятнадцати вековой - за земляными валами - истории древлян, - И.К.). Они “выварились” в этом котле и вышли из него с двумя фундаментальными качествами - наличием чувства мощного единения друг с другом (“как мир, так и я”) и возникшего из многовекового опыта жизни “примирительного” отношения к народам-соседям. И к тем, у кого приходилось захватывать земли. И к тем, кто присоединился в свете своих интересов. И тем более к тем, кто считал для себя важным передать русским и свои знания, и свою культуру, и свою религию.
Русским был чужд дух враждебного соперничества - именно в силу их очевидного преобладания, а также в силу имевшегося у них мощного народного “корня” с его московским стержнем. Этот русский “корень” был столь крепок, что “переваривал” и царей немецких кровей, и прибалтийское чиновничество, и татарских баскаков, и мурз, и свое франкоговорящее дворянство, и украинский вариант православия. Столетиями русские были главной опорой государства, главным фактором его роста.
(6.2.12.)
После революции 1917 года большевики удержались у власти в России прежде всего потому, что сумели связать себя с реализацией национальных задач русских, с решением их главной проблемы конца XIX и начала XX века - преодолением растущего опасного отставания от уровня мировых держав (подчеркнуто мной, - И.К.). СССР был государством русских, что и было закреплено в гимне: “...сплотила навеки великая Русь”. (Я бы определил его, учитывая практически несменяемый пестрый национальный состав правящей элиты, как квазирусский, а точнее, неопределенно-советский, - И.К.).
Но постепенно ситуация с русскими в СССР стала радикально меняться. Во-первых, была разрушена русская деревня - извечный источник и резерв русских. Во-вторых, на плечи русских легла задача эмиграции в виде нацменьшинств во все национальные регионы СССР - и по экономическим, и по военным соображениям. В-третьих, задача мобилизации ресурсов для коммунистической экспансии и сам советский режим государственного социализма настолько обеднили страну, что уровень жизни предопределил резкое падение рождаемости и переход у русских к семье с одним или двумя детьми. И, наконец, в-четвертых, коммунистическая идеология хотя в чем-то и апеллировала к русскому коллективизму и общности, не стала такой же внутренней опорой индивидуальности каждого русского, каким было православие.
(6.2.13.)
Итогом всего этого стало падение рождаемости и уменьшение удельного веса русских. Профессор А.Я. Боярский - один из моих учителей в МГУ - научно “обеспечивал” перепись 1959 года. Он рассказывал мне, что получил орден Ленина прежде всего за то, что придумал, как увеличить число русских в стране. По спискам их уже тогда было менее 50%. Это захотели скрыть - тем более что у власти в ЦК КПСС находились выходцы с Украины. Было предложено “числить” русскими, без ведома самих граждан, всех тех, у кого хотя бы один из родителей был русским. Победа “на бумаге” была достигнута, но кризис по существу не снят ... ”.6.22
Но позвольте, я не только не вижу в этом “трюке” ничего сверхординарного, дающего право на получение высшего ордена СССР, а классифицировал бы его как элементарную необработанность анкеты, за которую указанному профессору следовало бы намылить холку. Общепринято считать, что национальность определяется тем языком, на котором человек думает, то есть идентифицирует сам себя. Это в какой-то мере то самое “состояние души”, о котором говорилось выше. По этому критерию девочка-негритянка из приводимых примеров “русскости”, которая впитала в себя “русский дух”, - вполне русская, а парень-подкидыш, - “русак”по всем внешним приметам и рождению, - это все-таки эскимос, неотделимый от воспитавшего его этноса.
Точно так же, “русскоязычные” евреи современной эмиграции, не желающие расставаться с русским языком до такой степени, что обучают своих детей в специально создаваемых ими же русских школах, призывающие на каждом углу не отказываться от своего русского классического наследия, издающие газеты только на русском языке (например, часто цитируемое здесь “Новое русское слово” - старейшую русскую газету в Америке, как сказано в ее титуле) и создающие “общества Пушкина” в эмиграции. Несмотря на их старания одновременно выучить иврит и соблюдать еврейские праздники, как это ни парадоксально для них, должны быть отнесены к русским. Но есть и противоположные, не столь, правда, массовые случаи: некоторые русские, эмигрировав с семьей в Израиль, настолько впитывают его язык и стиль жизни, что с полным правом могут считать себя евреями.
(6.2.14.)
Если бы в означенной анкете 59-го года была графа “На каком языке вы думаете”, или даже еще конкретнее “К какой национальности вы себя относите?”, государству не пришлось бы раскошеливаться на лишний орден Ленина для недобросовестного профессора. Ну какой, скажите на милость, Гавриил Харитонович грек, как он любит называть себя сам, если он превосходно пишет, а, следовательно, и думает по-русски, а его отец, как уже говорилось выше- выходец из старинного турецкого селения Ялта в Приазовье, - имеет столь нехарактерную для грека русскую фамилию и, по моему личному, на уровне “ты меня уважаешь?”, опыту общения с ним, сугубо русский менталитет в вопросе “об том, чтобы выпить”?
Еще раз с удовольствием повторю, что российская перепись 2002 года сделала революционный шаг вперед, открыв в национальном вопросе дорогу к Миру без границ. “По итогам ... Всероссийской переписи населения будет определено социально-экономическое и “этническое” лицо современного россиянина. ... В понятие “этнический россиянин” ... включена не только национальная составляющая, но также и демографическая, и социальная. Задача государственных органов и общественности “обеспечить в ходе переписи полную свободу выражения своей национальной (этнической) принадлежности”. ... Согласно Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется право “национальной самоидентификации”, поэтому каждый сам назовет ту национальность, принадлежность к которой он ощущает”.6.83
Коль скоро мы заговорили о Мире без границ, в котором исчезают государства, превращаясь в Национально-территориальные объединения (НТО), полезно посмотреть, а “ ... может ли исчезнуть государство, даже если оно - великая держава? Может с еще большей вероятностью, чем народ, - уверенно отвечает Г. Попов. - И возникали великие государства, и исчезали. Ни самая высокая культура, ни самая истинная религия, ни предприимчивость, ни самые дикие акции против врагов - ничто не спасало государства.
Пытались ли государства выжить? Разумеется, пытались. Несколько веков боролась за сохранение Византия. Экспансия православия в Европе и Азии (и крещение Киевской Руси в том числе) - один из аспектов этой борьбы. ...
Возможны следующие варианты развития России.
Первый. Великороссы сумеют сохранить свое государство. Для этого - в качестве первоосновы - русские должны увеличить свою численность.
Второй. Какой-то другой народ окажется основным, и Россия останется Россией только по названию. Так как шансов стать альтернативной русским основой России ни у украинцев, ни у белорусов нет (у них ситуация с динамикой численности та же, что и у русских), посмотрим на других кандидатов. Вряд ли какой-либо из нынешних народов России сумеет в отведенный историей срок в 25-50 лет достичь уровня, позволяющего претендовать на роль ведущего. Это относится даже к татарам, которые когда-то несколько столетий руководили Русью. Значит, остаются внешние кандидаты. Но это уже область раздела России, так как вряд ли какая-либо из великих держав позволит другой “ассимилировать” всю Россию.
Третий. В России вообще не будет ведущего, конструирующего страну народа, а возможно нечто, напоминающее США, где многонациональность, точнее, без национальность стала официальной основой государства.
Еще один вариант, четвертый. Не русские, а православные составят основу будущего России. Так была устроена царская Россия. Тут мы имеем дело с попыткой подменить этническую основу государства идеологическим фундаментом. “Православные основы” ничем не отличаются от “марксистско-ленинского мировоззрения” или от “новой общности - советского народа” и имеют те же дефекты.
Есть, наконец, и пятый вариант. Речь - о перспективе распада России на ряд государств. Распад России несет гигантскую опасность для всего мира. Если уж распад Югославии породил такие катаклизмы, то что ждет мир в случае распада Российской Федерации, охватывающей десятую часть планеты с полутора сотнями миллионов жителей, напичканной ядерными зарядами, биологическим и химическим оружием?
Борьба великороссов за себя, за свое государство становится необходимой не только им, но и всему постиндустриальному обществу. Это во-первых. А во-вторых, в ходе поиска приемлемого для себя варианта постиндустриального общества Россия может сформировать такую модель постиндустриализма, которая, возможно, окажется более привлекательной для “третьего мира” и чем американская пирамида, и чем модель агрессивного Юга (подчеркнуто мной, - И.К.). Это способно ослабить опасность катастрофы современной цивилизации. ... ”.6.23 Браво, Гавриил Харитонович!
Продолжгшие следует
Главы из книги"Мир без границ" Колпакчиева И.Ню 2004 года.