У русской интеллигенции есть одна странная черта - интриговать друг против друга. Даже в ущерб национальным интересам. Доказать это можно на примере главного мирового фестиваля - Каннского.
Роберт Рождественский - Андрон Кончаловский
В 1979 в конкурсную программу фестиваля был включен кинофильм полуэмигранта Андрона Кончаловского "Сибириада".
По всему было видно, что фильм получит какой-то приз, но не "Золотую пальмовую ветвь". Прикидывали варианты, а их было два, - или "Приз жюри" или "Приз за режиссуру". Второй был нежелателен. В этом случае получалось, что полуэмигран Кончаловский добился всего сам. А это было неверно именно в случае с "Сибириадой". СССР был нужен "Приз жюри", чтобы притушить амбиции Андрона ( Андрея). Это и втолковывал Председатель Госкино СССР Филипп Ермаш, члену жюри Роберту Рождественскому. Свидетелем их разговоров в номере пятизвездочного Каннского отеля стал Кирилл Разлогов, на тот момент советник Ермаша. Об этом маститый кинокритик и сообщил нам в своей мемуарной книге "Мои фестивали".
Сергей Бондарчук - Андрей Тарковский
В 1983 именно "Приз жюри" Каннского фестиваля получил Андрей Тарковский, а рассчитывал на "Золотую пальмовую ветвь". Получил благодаря стараниям оскароносного Сергея Бондарчука, входившего в тот год в жюри Канн.
Дело в том, что Тарковский стал "невозвращенцем", сняв в Италии "Ностальгию". На съёмки его отпустили без большой охоты, но отпустили. Однако попав под влияние жены, режиссера Юрия Любимова, писателя Владимира Максимова и прочих "ростроповичей" Тарковский решил, что он "поймал судьбу за хвост".
У Бондарчука были свои счеты с Андреем. Его дочь-актриса Наталья Бондарчук пыталась наложить на себя руки из-за Тарковского. К счастью ее спасли. Но указания ЦК КПСС Сергей Федорович, вероятно, выполнял с особым чувством. Не могу его осуждать. Но страна не получила даже "Гран-при" Канн. Политический-то подтекст Канн-1983, в основном, рассеялся, но, увы.
Элем Климов - Никита Михалков
В 1987 на конкурс Каннского жюри 100% просоветский режиссер Никита Михалков представил свою советского - итальянскую картину "Очи черные". В главной роли Марчело Мастрояни ( он получит приз за лучшую мужскую роль ).
В жюри входит Элем Климов - председатель Союза кинематографистов Союза ССР. На тот момент любимец либеральной интеллигенции и руководства страны. Редкое сочетание.
Отношения между двумя гениями перпендикулярные. Михалков на V съезде кинематографистов не сориентировался и поставил не на тех. В результате "те" пролетели мимо должностей, а верх взял сын влиятельного партийного работника Германа Климова. Почему-то член Политбюро Александр Яковлев считал, что Климов - младший свой. Но у Элема были свои заморочки, к тому же он находился под влиянием"безбашенных" коллег, жаждавших мести за свое "полочное" кино. Вот и получился.... погром.
Не думаю, что руководство страны в тот год настаивало на каких-то призах. Художникам была дана абсолютная свобода. От СССР в конкурс прошли два фильма. Кроме михалковского , это был модный, но подзабытое в наши дни, "Покаяние" Тенгиза Абуладзе. Оба, кстати, имели весьма недурные шансы и на главный приз.
Знающие люди рассказывали - член жюри Элем Климов пошел на открытый шантаж коллег в лоббировании именно "Покаяния". Он угрожал выходом из жюри, если "Очи черные" получат хоть какой-то приз вообще! Да-да, Климов ставил вопрос именно так. Коллеги были в шоке. Особенно итальянец. Для него не поддержать своего земляка было равносильно позору! Итальянцы бьются в лепешку, отстаивая интересы своих. Даже несмотря на непростые отношения между Югом и Севером Италии.
Но я слегка отвлекся. Шантаж Элема Климова прошел. "Покаяние" получает "Гран-при" Канн-87, а михалковские "Очи черные" пролетят как фанера над Парижем.
Александр Кайдановский - Никита Михалков
В 1994 году Александр Кайдановский вошел в жюри Каннского кинофестиваля. Россию в тот год представляла коньюктурная и антисоветская картина Никиты Михалкова "Утомленные солнцем".
Нельзя сказать, что Кайдановский был просоветких взглядов. Как раз наоборот. Но в 1981 году у него вышла стычка с Михалковым на почве фильма "Москва слезам не верит". Никита тогда заявил, что счастлив за режиссера Меньшова, получившего "Оскар". ( Хотя по рассказам Янковского, вместе с Михалковым смотревшего награждение из Голливуда по телевизору в Западном Берлине, последнего просто перекосило когда он услышал кого наградили американские киноакадемики).
Так вот. Кайдановский же считал "Москва слезам не верит" "развесистой клюквой" и "испанским стыдом". Перепалка продолжилась на повышенных тонах с использованием ненормативной лексики. В итоге Кайдановский ушел, хлопнув дверью.
Трубно было поверить, что Кайдановский проголосует за Михалкова спустя 13 лет. Тем более, что в конкурсе фигурировал Квентин Тарантино с его "Криминальным чтивом". Он и получил главный приз. А как иначе. Кайдановский честно признал, что Тарантино лучше.
Интересно, что Францию представлял Андрон Кончаловский с "Курочкой рябой". Догадались, где что он получил?
А вы замечали, мои читатели, что русский русскому вряд ли поможет именно по причине национальности, скорее наоборот? В основном на уровне интеллигенции, конечно. Не согласны? Давайте поспорим. Пишите, не стесняйтесь.
Статьи по теме:
И ставьте Лайки, не стесняйтесь!