Найти в Дзене
ДМИТРИЙ ВОЛКОВСКИЙ

Все на "Борт"- Развитие технологий обеспечения безопасности движения поездов в АО "НК КТЖ".

 Локомотивная система безопасности движения "Борт"
Локомотивная система безопасности движения "Борт"

Несмотря на общее снижение количества нарушений на сети железных дорог например в Казахстане в АО «НК КТЖ» на 14%, в долях крупных транспортных происшествий в т. ч. крушений и аварий в 96% от общего числа происшествий причиной выявляется, так называемый, «человеческий» фактор.

На подвижном составе АО «НК КТЖ» успешно прошла все испытания и введена в эксплуатацию с 2019г. новая современная, цифровая локомотивная система безопасности движения «Борт». Система соответствует всем требованиям Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 001/2011 в части обеспечения безопасности движения и предназначена для установки на всех типах подвижного состава, эксплуатируемого на участках железных дорог, оборудованных путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации АЛСН, а также для участков, оборудованных полуавтоматической блокировкой, имеет возможности применения на участках железных дорог с СИРДП-Е, основанных на технологиях европейской системы управления движением поездов ERTMS/ETCS, где реализуется функционал региональной ETCS уровня, включая контроль целостности поезда бортовыми средствами и разграничения поездов подвижными блок-участками.

 Вывод машинисту информации на ЖК дисплее системы безопасности «Борт» с сенсорным управлением на тепловозе ТЭП33А.
Вывод машинисту информации на ЖК дисплее системы безопасности «Борт» с сенсорным управлением на тепловозе ТЭП33А.
 Все функции по регламенту локомотивного прибора безопасности.
Все функции по регламенту локомотивного прибора безопасности.

Унификация модулей и их современное исполнение позволило значительно облегчить громоздкую архитектуру необходимого ранее оборудования, повысить скорость обмена данными и надежность самого локомотива. Новая элементная база и гибкая архитектура обеспечивает быстрое наращивание функциональных возможностей.

 Элементы отображения оперативной информации машинисту на графическом дисплее
Элементы отображения оперативной информации машинисту на графическом дисплее
 Элементы отображения оперативной информации машинисту на графическом дисплее
Элементы отображения оперативной информации машинисту на графическом дисплее
Рис 6. Элементы отображения оперативной информации машинисту на графическом дисплее
Рис 6. Элементы отображения оперативной информации машинисту на графическом дисплее
Интерфейс дополнительного монитора помощника машиниста ДМИ
Интерфейс дополнительного монитора помощника машиниста ДМИ

Систему отличают:

• сокращение количества однотипных блоков при интеграции в единый комплекс систем безопасности, автоведения, видеонаблюдения и т. п.;

• единый источник навигационных данных и времени;

• цифровой обмен информацией по сетям CAN и Ethernet;

• единый съемный носитель для обновления электронных карт;

 Модульное построение ЛСБ "Борт"
Модульное построение ЛСБ "Борт"

Основной модуль индикации обеспечивает индикацию для машиниста всей необходимой оперативной информацией информаций на ЖК дисплее с сенсорным управлением.

Вид графического отображения монитора ЛСБ "Борт" с интегрированной системой автоведения
Вид графического отображения монитора ЛСБ "Борт" с интегрированной системой автоведения

БЕЗОПАСНОСТЬ – БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ +АВТОВЕДЕНИЕ И ИНФОРМАТОР МАШИНИСТА

▪Интеграция системы автоведения УСАВП в интерфейсе

ЛСБ «Борт» на едином ЖК мониторе с сенсорным управлением

▪Режим советчика и информатора

▪Энергооптимальное ведение поезда в автоматическом режиме

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НА ЛЮБЫХ УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 Универсальность применения ЛСБ "Борт" на участках Автоматической, полуавтоматической автоблокировке , а также на участках с интервальным управлением движения поездов.
Универсальность применения ЛСБ "Борт" на участках Автоматической, полуавтоматической автоблокировке , а также на участках с интервальным управлением движения поездов.

 «Борт» - ИНТУИТИВНЫЙ ИНТЕРФЕЙС С СЕНСОРНЫМ ДИСПЛЕЕМ
«Борт» - ИНТУИТИВНЫЙ ИНТЕРФЕЙС С СЕНСОРНЫМ ДИСПЛЕЕМ
 Следование по зеленому сигналу светофора по ЛСБ "Борт"
Следование по зеленому сигналу светофора по ЛСБ "Борт"
Следование по желтому сигналу светофора
Следование по желтому сигналу светофора
Следование по сигналу КЖ
Следование по сигналу КЖ

В системе «Борт» реализован ряд новых функций, позволяющих значительно повысить эффективность эксплуатации локомотивов. Так, например, встроенная система диагностики тракта АЛСН позволяет проводить на борту самопроверку приемных катушек на добротность и индуктивность, а также на прием сигналов АЛСН. Это позволяет значительно увеличить время полезной работы и пробег локомотивов в сравнении с обычной необходимостью проверок приемных катушек АЛСН с постановкой на стационарный шлейф. Время же прохождения самой проверки сокращается с 40-ка до 3-х минут. В результате существенно сокращаются эксплуатационные затраты, возрастает межсервисный интервал системы безопасности и плечи оборота локомотивов.

 Выявленный спектр помехи от ЛЭП при сбоях в приеме кодов АЛСН.
Выявленный спектр помехи от ЛЭП при сбоях в приеме кодов АЛСН.
Пример анализа графического отображения записанных в ЛСБ "Борт" кодов АЛСН для выявления причины сбоев кодов на  участке Алматы-Алтынколь
Пример анализа графического отображения записанных в ЛСБ "Борт" кодов АЛСН для выявления причины сбоев кодов на участке Алматы-Алтынколь

В системе «Борт» упрощена процедура обновления электронных карт, при которой используется переносной модуль регистрации, что не требует наличия на локомотиве у специалистов сервиса ноутбуков и загрузочных устройств, упрощена и процедура загрузки.

Разбор транспортных происшествий за счет имеющихся эффективных инструментов в подсистеме видеорегистрации позволяет точно идентифицировать инцидент на видеокадрах, промаркированных железнодорожными координатами пути (КМ, ПК) и синхронизированным выводом астрономического времени. Это исключает случаи ошибок и фальсификаций, особенно на перегонах с однотипными объектами инфраструктуры. Объем памяти составляет 4Тб, что позволяет хранить и получать доступ к необходимым данным видеофиксации в течении 30 календарных дней.

Маркировка видеоряда железнодорожной координатой.
Маркировка видеоряда железнодорожной координатой.

•Регистрация работы машиниста внутри кабины

•Регистрация данных по ходу движения

•Маркировка видео показанием скорости жд координатой

•Видеообзор мертвых зон маневрового локомотива

•Передача потокового видео на удаленный сервер

•Поддержка установки любого количества камер

и корзин памяти сохранения видео по модульному принципу.

ПОТЕНЦИАЛ РОСТА

•Возможность реализации возможностей технического

зрения и локальной нейро сети например для контроля работоспособности машиниста и подъезда к препятствию.

Локомотивная система обеспечения безопасности «Борт» является комплексной системой, в которой реализованы функции обеспечения безопасности движения, автоведения, контроля бодрствования машиниста ТСКБМ, видеорегистрации, бесшлейфовой диагностики, а также зарезервированы дополнительные вычислительные мощности для дополнения новыми необходимыми функциями. При этом существенно улучшена эргономика рабочего места машиниста и интуитивность интерфейса для пользователя. На пассажирских локомотивах интерфейс системы автоведения интегрирован на дисплее системы безопасности «Борт», что позволило, совместить дублируемые показания скорости, давления и др. данных, отказаться от дополнительного монитора в кабине и сконцентрировать внимание машиниста на едином дисплее, что сразу получило одобрительные отзывы машинистов и положительно сказывается безопасность движения.

 Меньше мониторов выше безопасность движения
Меньше мониторов выше безопасность движения

В настоящее время на сетях железных дорог широко внедряются локомотивы с тиристорно-импульсным управлением электродвигателями, эти локомотивы имеют бесспорные тяговые преимущества, однако их эксплуатация выявила и рост количества сбоев считывания сигналов АЛСН с рельсовых цепей Проведенные исследования показали, что увеличение количества этих сбоев обусловлено воздействием электромагнитных полей, создаваемых силовыми цепями локомотива, непосредственно на приемные катушки. Испытания проводились на локомотивах типа ТЭ333АС.

 На рисунке представлены реальные осциллограммы сигналов АЛСН (А 25Гц, Б 50Гц) на выходе полосовых фильтров до и после компенсации помех, а также принятые числовые коды.
На рисунке представлены реальные осциллограммы сигналов АЛСН (А 25Гц, Б 50Гц) на выходе полосовых фильтров до и после компенсации помех, а также принятые числовые коды.

Следует отметить, что, в зависимости от режима движения поезда, могут формироваться, как импульсные, так и гармонические помехи. Спектр мощности импульсных помех (на исследованных записях сигналов) сосредоточен на частотах до 60 Гц, а спектр гармонических помех изменяется пропорционально скорости движения от 10 до 150 Гц. Воздействие этих помех на приемные катушки локомотива приводит как к искажению сигналов АЛСН, так и к наработке ложных показаний локомотивной сигнализации. По результатам анализа помех разработан метод их компенсации с применением компенсирующей катушки в составе локомотивной системы безопасности «Борт». В настоящее время разработан и тестируется метод подавления помех с использованием компенсирующей катушки, которая устанавливается под локомотивом вблизи от приемных катушек вдоль оси локомотива. Этот метод обеспечивает подавление помех, не менее чем в 10 раз

Локомотивная бортовая система обеспечения безопасности «Борт» в настоящее время устанавливается на тепловозы серий ТЭ33А, ТЭП33А, ТЭМ11А, изготавливаемые на локомотивостроительном заводе «Локомотив құрастыру зауыты», ССПС (ТМЗ Воровского), электровозы серий KZ4AT и KZ8A на электровозосборочном заводе «Электровоз құрастыру зауыты». Разработан проект модернизации магистральных тепловозов ТЭ10 всех индексов и маневровых тепловозов массовой серии ТЭМ2 при проведении капитальных ремонтов. С 2023 года на территории республики Казахстан локализовано производство локомотивной системы безопасности «Борт» и этот продукт может быть адаптирован на любом типе тягового подвижного состава.

В республике Казахстан ведутся работы по интеграции функций бортовой системы СИРДП-Е на платформе БСБ «Борт», что обеспечит эксплуатационную совместимость локомотивов на сети «ҚТЖ» и возможность их эксплуатации по участкам с системами сигнализации, построенными по разным принципам, в разных режимах (поездная и маневровая работа), способной в ближайшем будущем обеспечить новый уровень безопасности движения поезда и выполнение функций, связанных с автоматизацией управления поездом, включая автоведение, обнаружение препятствий при помощи машинного зрения, мониторингом состояния поезда и железнодорожной инфраструктуры.

С 2023 года на территории республики Казахстан локализовано производство локомотивной системы безопасности «Борт»

ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ «БОРТ» УСПЕШНО ПРОШЛА ИСПЫТАНИЯ И РЕКОМЕНДОВАНА К ПРИМЕНЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ НА МАГИСТРАЛЬНОЙ Ж.Д. СЕТИ АО «НК «КТЖ»
ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ «БОРТ» УСПЕШНО ПРОШЛА ИСПЫТАНИЯ И РЕКОМЕНДОВАНА К ПРИМЕНЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ НА МАГИСТРАЛЬНОЙ Ж.Д. СЕТИ АО «НК «КТЖ»

ОСУЩЕСТВЛЕНА ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЛСБ «БОРТ» НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С УСТАНОВКОЙ НА:

•-Тепловозы ТЭП33А, ТЭЗЗА, ТЭ33АС выпускаемые локомотивостроительным заводом АО «Локомотив курастыру зауты» в Астане по лицензии компании General Electric Transportation;

•- Электровозы К4ATи KZ8A переменного тока производимый по технологиям Alstom на заводе ЭКЗ Elektrovoz kurastyru zauyty" LLP в индустриальном парке г. Астана.

Тепловозы серии ТЭ25 производства БМЗ для Казахстана в Брянске комплектуются ЛСБ "Борт"

 Отзывы машинистов из протоколов поездок опытной эксплуатации.
Отзывы машинистов из протоколов поездок опытной эксплуатации.
 Пульт машиниста тепловоза CKD9C с ЛСБ "Борт"
Пульт машиниста тепловоза CKD9C с ЛСБ "Борт"

Всего ЛСБ "Борт" оборудовано более 150 локомотивов, среди которых есть специальный подвижной состав, серия ТЭМ2 в Узбекистане, CKD9C производства CRRC для Туркменских железных дорог.

 ЛСБ "Борт" на тепловозе ТЭМ2 АО "Узбекистон темир йуллары"сменила механический скоростемер  3СЛ2М  с бумажной лентой и морально устаревшую бортовую АЛСН.
ЛСБ "Борт" на тепловозе ТЭМ2 АО "Узбекистон темир йуллары"сменила механический скоростемер 3СЛ2М с бумажной лентой и морально устаревшую бортовую АЛСН.

ЛСБ "Борт" может быть оборудован любой локомотив.
ЛСБ "Борт" может быть оборудован любой локомотив.

ЛСБ "Борт-Р"на выставке  ЭКСПО 1520 PRO// ДВИЖЕНИЕ в павильоне ТМХ ИС
ЛСБ "Борт-Р"на выставке ЭКСПО 1520 PRO// ДВИЖЕНИЕ в павильоне ТМХ ИС
 Генеральный директор и совладелец АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Валерьевич Липа и Андрей Романчиков, управляющий директор ТМХ по развитию интеллектуальных систем управления, генеральный директор «ТМХ-Интеллектуальные системы» в рабочей дискуссии о развитии бортовых систем в Росси на стенде ЛСБ "Борт-Р"
Генеральный директор и совладелец АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Валерьевич Липа и Андрей Романчиков, управляющий директор ТМХ по развитию интеллектуальных систем управления, генеральный директор «ТМХ-Интеллектуальные системы» в рабочей дискуссии о развитии бортовых систем в Росси на стенде ЛСБ "Борт-Р"

В рамках первого дня деловой программы XI Международного железнодорожного салона техники и технологий «PRO//Движение.Экспо» в Санкт-Петербурге состоялась панельная дискуссия «Будущее беспилотников. Когда и какие уровни автоматизации будут внедряться на железнодорожном подвижном составе?», в которой принял участие управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления ТМХ, генеральный директор компании «ТМХ Интеллектуальные Системы»Андрей Романчиков.

Андрей Романчиков, управляющий директор ТМХ по развитию интеллектуальных систем управления, генеральный директор «ТМХ-Интеллектуальные системы с выступлением на панельная дискуссия «Будущее беспилотников.
Андрей Романчиков, управляющий директор ТМХ по развитию интеллектуальных систем управления, генеральный директор «ТМХ-Интеллектуальные системы с выступлением на панельная дискуссия «Будущее беспилотников.

В ходе обсуждения он отметил, что ТМХ разрабатывает подвижной состав и готовит производство с учетом необходимости достижения максимальной автоматизации.

«Сегодня ТМХ представил посетителям поезд метро «Балтиец» с уровнем автоматизации GоA-3. А электропоезд ЭП2Д в этом году ЦППК начал эксплуатировать в режиме управления «в одно лицо» машинистом без помощника. В локомотиве ТЭМ23 мы заложили 13 новых систем, для того, чтобы он соответствовал высочайшему уровню автоматизации».

Андрей Романчиков обратил внимание на то, что прямой экономический эффект от внедрения беспилотных технологий крайне сложно доказывается. Поэтому внутри ТМХ создан ряд центров компетенций, на стыке которых можно получить интересные проекты и эффекты. Среди них технология «виртуальная сцепка», которой к концу 2023 будет оснащено 80% локомотивов Восточного полигона.

Также он отметил уникальную систему бортовой предиктивной диагностики, которая прогнозирует выход из строя критических узлов на основе сбора и передачи данных. В июле 2023 г. система успешно подтвердила возможность выявления дефектов на локомотиве 2ЭС5К.

«Кроме того, в нашем портфеле есть система помощи машинисту при движении вагонами вперед, она обеспечивает обзор машинисту за счет установки на хвостовой вагон мобильного блока видеоконтроля и передачи картинки на монитор машинисту. Система крайне востребована среди промышленных предприятий, и сейчас выходит на тиражирование».

«Еще одним ярким примером работы холдинга над повышением уровня автоматизации стал комплекс систем для моторвагонного подвижного состава. Так уже апробирована система обнаружения препятствий и контроля посадки и высадки пассажиров на действующем электропоезде «Иволга». Таким образом, не делая движение собственно беспилотным, но применяя перечисленные технологии мы минимизируем человеческий фактор и получаем экономический эффект», - заключил Андрей Романчиков.

В России на выставке ЭКСПО 1520 PRO// ДВИЖЕНИЕ в павильоне ТМХ ИС была представлена ЛСБ "Борт-Р" Российская модификация с интерфейсом развития решений системы БЛОК , комплект такой системы в ближайшее время будет установлен на Российский электропоезд одной из самых последних серий, сохранив машинистам привычный интерфейс, снизив количество электронных блоков и кабелей в кабине машиниста и добавив новых возможностей и полезных функций для эффективной работы локомотива.

@tmh_global2,1K09:18