История предпринимателя Николая Котенкова, который разработал мини-баню для квартиры, доказал ее пользу для здоровья. А позже открыл 6 производственных площадок в трех регионах России и за 20 лет вышел на годовой оборот в 50 миллионов рублей.
Подписывайтесь на Бизнес-секреты в Телеграм!
Придумал баню с идеальными температурным режимом
Николай Котенков был увлечен баней, сколько себя помнил. И заметил, что в любой парной, и в русской, и в финской, и в турецкой есть одна проблема: горячий пар поднимается вверх, и голове становится слишком жарко, а ногам при этом может быть холодно. Можно, конечно, париться лежа, но так мало кто привык, поэтому приходится терпеть дискомфорт.
Тогда Николаю пришла идея сделать баню, в которой голова не будет перегреваться. Такую парную он решил устроить в деревянной бочке: поставить внутрь парогенератор, разместить скамейку и сделать дверцу. При такой конструкции тело находится внутри и равномерно прогревается, а голова — снаружи, над бочкой и остается в комфортной комнатной температуре.
Откройте расчетный счет для бизнеса в Тинькофф:
• Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки;
• Первые два месяца — бесплатное обслуживание;
• Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽.
Узнать больше
Защитил диссертацию о пользе бочки
Про пользу бани знают многие, а вот банная кедровая бочка в начале двухтысячных, когда Николай начинал бизнес, была незнакомым явлением. Нужно было провести исследование и доказать положительное влияние бочки на здоровье.
Бизнесмен взялся за изучение вопроса сам. В итоге он защитил диссертацию, она называлась так: «Снижение последствий воздействия вредных факторов на здоровье персонала горнодобывающих предприятий с помощью индивидуальных средств реабилитации». Индивидуальным средством реабилитации как раз и была кедровая бочка. Научная комиссия подтвердила результаты изысканий, полезное действие было доказано.
Учился у потомственного бондаря, а жил в хлеву
Первую бочку Николай сделал самостоятельно, но она оказалась неказистой. тогда бизнесмен решил освоить профессию бондаря. Он поехал на Алтай, но даже там найти специалиста оказалось проблематично: это вымирающая профессия, такому не учат в колледже, и нужен был настоящий потомственный мастер. Еще одна проблема была в том, что обычно бондари делают маленькие бочки, они нужны в хозяйстве, а за большую не берется никто.
Я месяц ездил по алтайским деревням и наконец нашел умельца. Пока учился у него, жил в хлеву: внизу коровы, вверху на сене я. Есть, что вспомнить!
Бочку я делал около четырех месяцев. Да, пришлось потратить время, но теперь я знал, из чего и по какой технологии буду производить свои мини-бани.
Наладил производство бочек в трех регионах России
Производственные цеха компании «РосКедр», которую основал Николай, разместились в Санкт-Петербурге и Кемерово, а заготовкой кедровой древесины занимаются на Алтае.
Самой главной составляющей своего бизнеса предприниматель называет людей — мастеров, которые изготавливают бочки.
Я собрал классных талантливых специалистов редкой профессии и очень дорожу своими ребятами. В компании есть установка на поддержку своих сотрудников, например, мы выступаем поручителями в ипотеке, одному мастеру помогли перебраться в Петербург вместе с семьей, чтобы он смог работать у нас и не волновался, что его близкие будут далеко.
Сейчас у компании 6 производственных цехов, они загружены на 100% и выпускают 120 бочек в месяц.
Подробнее о том, какой ассортимент бочек производит компания и какие наиболее востребованы, Николай Котенков рассказал «Бизнес-секретам».
Начал продажи санаториям и салонам красоты, но остановился на частных клиентах
Изначально бизнесмен полагал, что его продукция будет востребована в В2В-сегменте и что банные бочки будут покупать государственные санатории и частные салоны красоты. Но оказалось, что салоны мало и неохотно обращают внимание на новый для рынка товар.
Я ходил по всем салонам красоты в Санкт-Петербурге, общался с администраторами, предлагал бизнес-план, где было расписано, сколько может стоить процедура в бочке, сколько заработает салон, за сколько окупится бочка. Но часто меня даже не допускали до директора, который мог бы принять решение о покупке. Из одного салона меня просто вышвырнули на улицу, а вслед выбросили мои бумаги. Было ужасно обидно.
Сотрудничество с санаториями тоже не пошло гладко. Часто получалось так, что государственные ЛПУ оплачивали только 30%, а с оплатой остальной части максимально затягивали. Приходилось бегать за ними, чтобы подписать бумаги, потом — чтобы забрать свои деньги. Порой доходило до судебных разбирательств.
После нескольких трудных сделок я решил больше в такие игры не играть. Мы стали выдвигать для государственных санаториев более жесткие условия: сначала — акт приемки-передачи, потом полностью оплаченный счет и только потом мы отправим им бочку.
В итоге Николай решил переориентироваться на частных клиентов. Для этого надо было адаптировать конструкцию мини-бани под квартиру. Бочку уменьшили в размерах, теперь она стала 65 сантиметров в диаметре, и ее можно было занести в любой дверной проем. Мощность парогенератора уменьшили с 5 до 2 кВт, энергопотребление прибора было сравнимо с большим электрочайником.
В 2023 году статистика продаж компании «РосКедр» выглядит так:
В планах — продолжение работы с частными заказчиками. Меня вдохновляет объем рынка. Сколько еще семей в России не имеют в квартире своей мини-бани, и все они — наши потенциальные покупатели! Мой девиз — по бочке в каждый дом!
Больше историй об успехах и провалах российских предпринимателей читайте в медиа «Бизнес-секреты».