Самолёты Як-40 начали поступать в эксплуатацию Таджикского УГА в конце 60-х. В то время требовалось развивать пассажирские перевозки, парк самолётов в а/п Душанбе постоянно пополнялся. Самолёты активно работали на различных маршрутах, связывая столицу и различные города Таджикской ССР между собой и соседними республиками.
Однако ресурс любого самолёта не является бесконечным и постепенно в процессе эксплуатации в душанбинском аэропорту стали появляться самолёты, которым больше было невозможно подняться в небо, или как выражаются авиационные балагуры - "калашный ряд".
В начале 90-х с довольно неожиданным предложением к руководству Таджикского УГА обратился изобретатель В.М Ляхтер. Его идея предполагала создание ветрогенератора с применением крыльев от списанных самолётов Як-40. Расчёты показывали возможность создания такого "ветряка", за цветным металлом в те времена ещё никто не охотился, опять же аэропорт был только рад избавлению от ненужных самолётов - в итоге дали "добро" на выполнение работ.
Для установки было выбрано довольно подходящее место - вершину горы, рядом с перевалом Чормагзак (он же Зардолу по картам ГенШтаба), высотой в 1460 метров, который находится примерно в 40 километрах от Душанбе. Место предполагало довольно хорошую транспортную доступность, поскольку автомобильная трасса Душанбе - Куляб проходила рядом. Ветер на вершинах данного перевала был постоянным и позволял крутить лопасти ветрогенератора с необходимой скоростью.
Работники АТБ а/п Душанбе обеспечивали авиационную составляющую, а монтаж конструкций производили труженики из предприятий города Нурека.
Окончательно смонтировали установку поздней осенью 1991 года, но довольно быстро выяснилось, что её работа весьма далека от идеала. После первого запуска начались сильные вибрации в конструкции, которые вызывали разбалансировку главного вала. Дальше - больше, поскольку зимние порывы ветра в горах тоже добавили проблем. Помню, что видно было прекрасно этот механизм, во время поездки на автобусе или машине рядом с перевалом.
Вскоре начались события 1992 года, точнее гражданская война в Республике Таджикистан, которые привели к полному окончанию эксплуатации ветрогенератора. В 1993-м с автодороги ещё видно было остов и опора главного вала, после и его разобрали.
Сейчас об истории создания этой установки, к сожалению, мало кто помнит, поскольку поскольку время неумолимо. Дорога Душанбе - Куляб после строительства тоннеля "Хатлон" стала проходить в другой стороне и движения автотранспорта в сторону перевала Чормагзак практически не стало, соответственно люди посещают данный перевал довольно редко.
Так закончилась попытка создать необычный источник электроэнергии с довольно оригинальным техническим решением.