Когда кто-то при мне произносит слово "Каир" у меня непроизвольно появляется выражение лица, как у ребенка, который вот-вот расплачется. Ничего не могу с собой поделать, ибо этот город бессовестно украл мое сердце и возвращать явно не намерен.
С этим городом у меня был "роман", словно с человеком. Я не могу объяснить этих чувств даже себе, не то что кому-то еще. Просто однажды, ступив на землю Каира, я буквально забыла, как дышать.
Каждый раз, приезжая в Каир, я плакала от счастья, а покидая его - плакала от горя. Много раз слышала вопрос: "Как можно любить этот ужасный город?!", а я люблю. Люблю той любовью, которую ни объяснить, ни победить невозможно...
Люблю его с его мусором на улицах, люблю с грязными канавами, бывшими когда-то каналами, подающими живительную влагу на поля. Люблю с бешеным движением на улицах, люблю с сизо-фиолетовым небом от смога. Обожаю Нил с его мутными водами и минареты, тысячами протыкающими загазованное небо. Люблю невыносимой до боли любовью, которую, я знаю, разделяют довольно многие иностранцы с разных уголков мира, кому Каир никогда не был и не будет родным городом.
Сегодня я решила поделиться с вами историей Каира, от момента его создания до наших дней. Погрузимся на время в Каир, нырнем в пучину необычного города, у которого есть душа и будто бы собственный разум.
Каир родился свыше 1000 лет назад - в 972 году, хотя и до этого на земле Каира была жизнь и, конечно же, смерть. Войны, разрушения, заложения городов и их исчезновение.
В 639 году к Нилу подступили войска халифа Омара, которыми командовал полководец Амра. После семи месяцев осады арабская армия заняла Вавилон, располагавшийся на восточном берегу Нила. Происхождение этого названия весьма загадочно, но по некоторым, весьма беглым, указаниям античных авторов, ученые предполагают, что этот район еще во времена фараонов заселяли бежавшие из Двуречья восставшие рабы. В память о далекой родине они и окрестили свое новое убежище Вавилоном.
Легенда гласит, что на крыше походного шатра полководца Амра свила гнездо голубка, это так растрогало его, что, снимаясь с места, он приказал оставить его шатер на месте, чтобы не потревожить выведенных в гнезде птенцов.
Город, который впоследствии был основан на месте стоянки полководца Амра, получил имя Фустат (ар. "палатка"). Вскоре здесь была возведена мечеть полководца Амра, которая в то время мало чем отличалась от обыкновенных жилищ. Это была небольшая и низкая сырцовая постройка с посыпанным галькой полом и плоской глиняной крышей на пальмовых столбах. В ней не только совершались религиозные обряды мусульман, мечеть служила также залом для совещаний, суда и приютом.
По мере падения значимости Александрии, возрастала политическая и экономическая значимость небольшого в те времена Фустата, да так, что городишко этот к середине VIII века превратился в экономический, торговый и политический центр Египта.
Решительный перелом в истории Фустата произошел во время правления Ахмеда ибн Тулуна. При нем на склонах Мукаттам был возведен обширный дворец, а ближе к холму Яшкур заложен новый город. Если прежний Фустат рос довольно стихийно, то план новой правительственной резиденции был продуман весьма тщательно, поэтому со временем город из провинциального центра превратился в столицу страны. Ахмед ибн Тулун назвал свою новую столицу «Мизр» («Блистательная»), и это имя у средневековых авторов закрепилось и за Фустатом.
В 904 году халифы Багдада вернули себе власть над Египтом, расправившись с своевольным Ахмедом ибн Тулуном, а дворец его сровняли с землей, чтобы другим не повадно было.
Со временем Аббасидам становилось все труднее удерживать власть над разнородными частями своей обширной империи, и в 969 году войска династии Фатимидов почти беспрепятственно заняли Фустат. Недалеко от него был заложен новый город, в котором уже через два года была расквартирована их армия и в общих чертах закончено возведение мечети и дворца. В 972 году аль Муизз, халиф мусульманской династии Фатимидов, торжественно вступил в свою новую столицу, названную «Аль-Кахира» («Победоносная»).
Кстати, слышали ли вы, что Каир называют еще и "Умм Аль-Дунья", что в переводе с арабского означает "Мать мира"? Причем, несмотря на странное звучание на русском языке слова "Каир", которое мужского рода, и словосочетания "мать мира" (который, по логике вещей, должен быть "отцом"), Каир таки является "матерью", ибо в арабском языке это слово женского рода)))
Для арабов он до сир пор "Аль-Кахира" или просто "Миср/маср", то есть Египет, ибо страны этой без своей такой неоднозначной столицы просто нет.
Столицу Египта изначально планировали строить по всем канонам и правилам, для чего пригласили разнообразных инженеров, архитекторов и астрономов тех времен. Астрономы "нагнали туману" и вычислили, когда нужно заложить фундамент городских внешних стен, чтобы город активно рос и процветал.
Для отдачи приказа о начале выкапывания траншей под будущий фундамент наружных стен, в нужных местах воткнули колья, протянув между ними канаты, а на канаты привязали колокольчики. По звонку этих колокольчиков строители должны были начать активно копать, а знак тот должен был дать главный астроном, как только планеты выстроятся в благоприятную конфигурацию.
Но, вот беда, Каир всегда был своеволен, вот и момент своего заложения, можно сказать, выбрал самостоятельно, а вместе с ним и трудную судьбу. На один из протянутых между кольев канат уселась ворона, колокольчики все как один зазвенели, а строители тут же ринулись в бой, то есть копать траншеи к ужасу главного астронома, который кричал: "Аль-Кахира! Аль-Кахира", что означало, что "Марс! Марс!".
В представлении арабов - Марс несчастливая планета, приносящая беды и разрушения, и именно под эгидой этой планеты был заложен фундамент "Умм Аль-Дунья".
Несколько позднее в новом городе появились итальянцы, которые сокращенно стали называть его Каиро, за ними и другие европейцы начали именовать его каждый по-своему, например, французы называют его Кэр.
При строительстве зданий в Каире использовались, в том числе, и камни разобранных зданий древнего Мемфиса, Фустата или пирамид. Этот строительный материал был очень прочен, а в старинных зданиях Каира, дошедших до наших дней, и сегодня можно рассмотреть камни, испещренные древними иероглифами.
Фустат еще некоторое время продолжал существовать вместе с Каиром, однако растущий Каир поглотил Фустат еще в XVII веке. Лишь квартал Кебеш остался от старого города, некогда простиравшегося от скалы, на которой стоит знаменитая каирская Цитадель, до Нила.
Символом Каира является Цитадель - "гнездо Мухаммеда Али". Цитадель была сооружена еще в 1176 году, во времена правления знаменитого султана Саладина. Он построил здесь себе дворец, в дальнейшем постоянно служивший резиденцией султанов-мамлюков.
Но от величественной прежде Цитадели сейчас остались лишь внешние стены с южной и восточной сторон: в их древней кладке застряли ядра наполеоновских пушек. На территории Цитадели расположилась мечеть Мухаммеда Али, двор которой окружают легкие алебастровые колонны, отчего и всю мечеть часто называют Алебастровой. Все в ней сделано из алебастра, даже прислоненный к стене ручной электрический фонарик, который светится красноватым светом.
Со времени основания Каира и до завоевания его турками здесь последовательно правили четыре династии, и в разные эпохи в городе возводились величественные мечети. Современницей нового Каира является мечеть эль-Азхар («Мечеть цветов»), сохранившая свой восточный облик.
Еще несколько веков назад в ней был основан мусульманский университет, в котором обучалось до 9000 студентов, пришедших со всех концов мусульманского мира. До сих пор профессора преподают здесь, учитывая традиции, не изменившиеся с Х века.
Интересен и тот факт, что шехзаде - принцев Османской империи, чаще всего обучали именно учителя, окончившие каирские университеты, так как именно они считались самыми знающими людьми (и куда все это только подевалось в наше время?).
В Каире с древности существовало четкое деление на кварталы, каждый из которых, в свою очередь, делился на несколько частей. Кварталы представляли собой группу домов обязательно с общими воротами, которые запирались на ночь. В основном в каждом квартале селились люди одной профессии, одной религии или общего происхождения. По кварталу проходила центральная улица, нередко дававшая ему название, в нем размещались одна или несколько мечетей, баня, лавки, рынок.
При всех своих прикрасах и перспективах Каир довольно долгое время оставался достаточно малолюдным городом, так как на него пришлось несколько волн "черной смерти" - чумы, активно разносимой крысами, питающимися отходами человеческой жизнедеятельности.
Да, Каир никогда не мог похвастаться опрятностью своих обитателей, швыряющих мусор из окон и активно поливающих улицы помоями. А там, где царит подобная антисанитария под эгидой "солнце Каира все сожжет" - жди большой беды.
Первая разрушительная волна чумы прошла по Каиру в 1347 году, сократив за несколько лет население города в три раза. Египетский историк Аль-Макризи оставил следующее свидетельство:
Каир превратился в совершенную пустыню, и на улицах никого невозможно встретить. Можно пройти от ворот Баб аль-Зувейла до ворот Баб аль-Наср, не встретив ни души. Мертвых так много, что живых не найти. На улицах горы мусора, лица у людей озабоченные, отовсюду доносятся плач и стон; нет ни одного дома, где бы не оплакивали умерших. Тела складывают вдоль улиц, похоронные повозки сталкиваются друг с другом, мертвецов скидывают в могилы второпях.
И подобный опыт жители Каира испытали на себе 55 раз с различной интенсивностью до 1517 года. А до конца 19 века в Каире произошло еще 33 эпидемии чумы. И это если не считать эпидемий холеры, которая в Египте до сих пор является серьезной угрозой.
Однако Каир всегда каким-то волшебным образом обладал способностью влюблять в себя чужестранцев. Каир можно встретить на полотнах множества художников со всего мира, Каир воспет в песнях, Каир описан во многих художественных книгах. А все почему? А потому что к Каиру нельзя остаться равнодушным, он словно тот Сфинкс, который "разгадай меня или сожру")))
Про Каир можно говорить долго, очень долго и все равно будет сказано не все. Город этот достоин внимания вовсе не к своим загазованным и грязным улицам, он достоин внимания к своей мятущейся душе, рожденной под "красной звездой" - планетой Марс, породившей столько испытаний для "Умм Аль-Дунья".
Я влюблена в Эр-Рияд, со спокойствием смотрю на Эль-Кувейт, с интересом на Тунис, с равнодушием на Амман, но лишь Каир вызвал в моей душе такую бурю, что он до сих пор приходит ко мне во снах, и безошибочно угадываем мною на полотнах неизвестных художников. Удивительно, но на картинах я всегда угадываю и сирийский Дамаск, хотя никогда там не была, но что-то мне подсказывает, что с Каиром у Дамаска есть нечто схожее в энергетике)))
На этом я закончу свою своеобразную оду Каиру, мои уважаемые читатели. Бывали ли вы в Каире, каким его нашли для себя? Расскажите в комментариях!)))