Собиралась написать на другую тему, но как раз сейчас слушала спор доктора Сосновского с Владимиром Соловьевым и решила тоже высказаться. Да, мне нравится смотреть это "пропагандистское" ток-шоу. Соловьева иногда заносит, и он перебивает участников. Но зато как он ругает либералов! Это же песня.
Я вообще по большей части пишу статьи под влиянием момента. У меня тогда лучше получается. Я испытываю эмоции, меня переполняет либо возмущение, либо негодование, либо жажда справедливости, и тогда слова сами собой выстраиваются в строчки. А вот когда надо как бы от ума написать, тогда идет плохо. Мне вот подарили несколько замечательных картинок, типа той, которая стоит в статье про расследование саботажа на Потоках, но темы этих картинок меня пока ну совсем не возбуждают. Возможно, чуть позже. А тут меня этот спор зацепил, я духом воспряла и бросилась к клавиатуре.
Спор возникает не первый раз. Множатся публикации о том, что Европа якобы уже на последнем издыхании, что в Германии уже не моются, досыта не едят, согреваются свечками. Этим публикациям способствует и сама Европа. Есть же ролик, в котором Урсула Всея Европы учит мыть руки. Какие тут претензии к российской прессе? Сама глава Еврокомиссии пример экономии показывает. Как ей не верить? Или ролик про отопление свечками. Тоже немецкий продукт. Поэтому закономерно создается впечатление, что в Германии уже все бюргеры сидят в холодных темных домах без воды. Доктор Сосновский сказал, что не следует питать иллюзий, потому что это далеко не так. И я склонна с ним согласиться.
Я стараюсь сохранять объективность и не разговаривать лозунгами, не кричать, что все пропало, не рассказывать то, что сама не видела. Не имеет значения, как я на самом деле отношусь к европейским ценностям. Главное, не смешивать пропаганду с действительностью. И я по мере сил стараюсь это делать. По той же причине я никогда не пишу о жизни в России даже с чужих слов. Потому что чужое мнение всегда субъективно, в чем я убеждалась много много раз. Поэтому я могу написать только о том, что видела своими глазами. Вот жила я в свои школьные каникулы целых два месяца в деревне недалеко от города Осташков, вот об этом могу написать. В этой деревне автобус появлялся два раза в день, утром и вечером. Больше никакого транспорта не было. Через день приезжала автолавка, и мы покупали чудесный черный хлеб. И ели его с томатной пастой. Потому что в этой автолавке набор продуктов был весьма ограниченный. Но этот хлеб был такой вкусный! Вкуснее я в жизни не ела. А жили мы в деревянном домике, который вообще-то был баней. И водопровода там не было, надо было таскать воду из колодца. И еще я помню, как сидела на крылечке этой бани и смотрела на дождь. А дождь шел стеной. Передо мной был огромный луг с высокой травой, а чуть дальше небольшой холм, за которым начинался лес. И это была такая красота! И это был один из тех моментов в моей жизни, когда я точно знала, что эта Вселенная сотворена Богом. И Бог везде, вот в этом дожде, в этой траве, в этом деревянном доме, в этом холме... И я тоже часть Его, Его создание. Я могу об этом писать, потому что я это пережила! Это мой личный опыт.
То же самое я стараюсь писать и о своей жизни здесь. Доктор Сосновский абсолютно прав. Никакой катастрофы пока нет. Да, цены выросли. Но не критически. Да, я стала экономить. Вот вчера думала зайти за мороженым, но не зашла. Жаба задавила! Два евро стало жалко. Раньше в магазинах я была как-то более безрассудна, а теперь нет, только самое необходимое. И если могу без чего-то обойтись, обхожусь. Но с водой, теплом и электричеством проблем пока нет. Принимаю душ два раза в день, и не ограничиваю себя. Но и не злоупотребляю. Перешла на более дешевый тариф у Vodafone. Мне хватает. Отказалась от дополнительной страховки. Всего 10 евро в месяц, но тем не менее. Вот если бы можно было как-то отделаться от налога на телевизор... Вот было бы счастье!
Магазины работают, машины ездят, во вторую субботу августа был "Рейн в огне".
Поэтому не следует преувеличивать "бедствия" Европы. Любые крайности всегда опасны. И то, как человек живет, в значительной степени зависит от него самого. Я, помнится, рассказывала о своей знакомой киевлянке, которая постоянно занимала у меня деньги. И занимала она их даже не для себя, а для своего сынули, которому 32 года. Здоровый дядя, у которого сплошные проблемы с работой. Он уже ни один год сидит на пособии, что ему не мешает отправляться в путешествия по Германии. Там у него кончаются деньги, он звонит маме, а мама звонит мне. Даже когда я была в отпуске, она меня и там достала, слезно умоляя перевести сынуле 20 евро на PayPal. Ладно, когда я вернулась, она мне все долги вернула, но я сказала, что больше не буду ничего переводить, потому что я не банкомат.
К чему я об этом рассказала? А к тому, что если послушать этого сынулю, то его жизнь сплошной ужос-ужос, что он практически голодает, ибо к концу месяца пособие кончается, и ему не на что купить еду. Да, и таких персонажей немало. И да, им приходится экономить воду и отказываться от моющих средств. Раньше на пособие жить было вольготней.
На днях мама одного ученика, врач по профессии, пожаловалась, что ее перевели в шестой налоговой класс по второй работе. Она подрабатывает в праксисе помимо основной деятельности в больнице, принимает больных. Шестой класс самый высокий. Конечно, это тоже не катастрофа. Она ездит на новеньком БМВ, у нее дом в собственности, еще земельный участок. Но у врачей работа тяжелая, поэтому жалобы ее вполне правомерны. Тем более, что врачей в Германии катастрофически не хватает, как и медсестер. Потому что молодежь не хочет на это учиться, это тяжело. И учителей не хватает. И инженеров. Пока еще выезжают на старых кадрах. Пока страна выглядит вполне благополучной. Другое дело, что будет лет через пять.
Опять же, не надо впадать в крайности. Не надо утверждать, что завтра все рухнет. Не рухнет. Хотя вспоминается СССР, там тоже никто не верил. Но американцам быстрое обрушение невыгодно, поэтому уровень жизни будет снижаться постепенно. Не надо забегать вперед. Европа за столетия много награбила по миру, ей еще есть на что жить.