Найти в Дзене
Герои и битвы

"Я возненавидел пику и больше ей никогда не сражался": как дрались в бою атаманы донских казаков

Продолжаем серию статей, основанную на мемуарах донского войскового атамана Андриана Карповича Денисова. Род его проживал в станице Пятиизбянской, был знаменит на Дону и конкурировал с фамилией Платова, что в ряде случаев негативно отражалось на карьере многих Денисовых, несмотря на их военную доблесть. Прадед Андриана Карповича Денис получил прозвище "Денис-батыр", дав фамилию своему роду, когда победил крымского татарина поединщика, защищенного панцирем (кольчатым доспехом - Авт.).

Внук "Дениса-батыра" Федор Петрович имел склонность к грамоте и церковному пению, но увы семейные традиции предполагали для него другое поприще. Служил он в Атаманском полку и отпросившись в действующую армию Румянцева, в первом же для себя сражении поразил семь турецких воинов, что сделало его знаменитым. Командуя полком донских казаков, несколько лет он конкурировал с турецким Черкес-пашой, который искал на поле боя личной встречи с Денисовым, вызывая его криком "Денис-паша", правда находясь в окружении телохранителей.

Один раз Денисову удалось улучить момент и проскочить через охрану. Однако его удар в горячке разрубил только поводья. Другой раз он преследовал Черкес-пашу так, что тот убегая, понукал своего коня саблею и выронил ее. Оружие как памятный трофей досталось Федору Денисову ... В одном бою против ханской гвардии его донцы побежали, тогда он остался позади всех и схватился с одним из храбрейших преследователей, муллой: "отпарировав дротик (пику - Авт.) саблею, снизу поднял несколько выше себя и одним взмахом в смерть срубил татарина", чем прервал погоню т.к. преследователи остались со своим собратом. За храбрость в течении долгой карьеры он получил золотую медаль с портретом императрицы Екатерины, многие ордена, генеральское звание и графский титул, а от турок, шведов и поляков 18 пуль, включая раздробившую ногу и "вечную хромоту".

-2

Под руководством своего знаменитого дяди Федора Денисова начинал свою карьеру и Адриан Карпович, отец которого также был генералом. Они сражались бок о бок против поляков во время подавления восстания Костюшко и турок в Крыму. В одной из первых своих схваток Адриан и его лошадь были изрублены поляками. Будущий атаман получив три удара саблями, в том числе тяжелый в руку отчего "и саблю уронил".

Интересно его впечатление от боя пикой в его первом большом полевом сражении против турецкой кавалерии во время войны 1787-1791 гг. Турецкие воины на прекрасных лошадях дав залп из ружей, атаковали казаков, но они встречной лавой опрокинули противника и погнали.

Денисов вспоминал: "Я ... в глазах многих, убил дротиком одного Турчина. После того, другой скакал прямо на меня: я не оробел, ударил его дротиком, но сделал промах: трафил только в толстое его одеяние, сквозь которое дротик пролетел, а Турчанин остановил свою лошадь и крепко кричал "Алла!" Я ... как дротик мой был воткнут в его платье, то не имев возможности оным управлять, хотел вынуть саблю, но в замешательстве не нашел оную, и так оттого оробел, а более еще оттого, что видел как турок хватался за кинжал"

Спас его казак станицы Быстрянской Поляков, вонзивший свою пику в турецкого кавалериста.

Денисов оставил в нем свою пику и поскакал прочь ... ему подали новую пику и он снова возглавил атаку, заколов двух врагов. Однако тут он замечает: "Я ... видел одного (из них - Авт.) в сильных конвульсиях, боровшегося со смертию. С сего времени (я) весьма возненавидел дротик, и уже никогда не имел его во время сражений"

Читайте: "Мы били их с храбростью, но пики ломались и гнулись": донской атаман Денисов о бое с французскими кирасирами