Провокация удалась. Балет закончился потасовкой, которая, тем не менее способствовала популярности Пикассо. Дягилев был доволен. Горячая увлеченность художника постановкой балета "Парад", использование в костюмах и сценографии геометрических форм, фактическая переделка сценария спровоцировали грандиозный скандал.
Несмотря на то, что состоялась только премьера балета, Дягилев продолжил сотрудничать с Пикассо.
Вернемся немного назад. И представим Пикассо в парижском этнографическом музее. Вот он бродит среди предметов искусства народов Африки, Полинезии и Океании. Видит ритуальные маски, скульптуры, предметы большая часть которых связана с религиозными культами. Они производят на него неизгладимое впечатление своей необычностью. Как и на меня, когда я рассматривала их на выставке "Перевернутое сафари". Меня тогда поразила их индивидуальность и самодостаточность. И, как ни странно, некая духовная составляющая. Ее невозможно пощупать, я бы привела в пример иконы. В них есть живая сущность, к которой мы обращаемся в моменты молитвы.
В этот момент нам не важна внешняя составляющая, нам нужна форма. Она как связующее звено между нами - людьми - и чем-то высшим. Даже не так, нам важна внешняя составляющая в той части этой маски, к которой я обращаюсь. Важны глаза. Ведь в первую очередь через них идёт внутренний отклик. Важна поза, и какие-то внешние атрибуты. Ведь мы обращаемся к определённому Богу.
Ну что же. Пикассо смотрит на искусство Африки... И в этот момент озарения и началась творческая трансформация Пикассо как художника.
Он понял, что форма может трансформироваться под задачу. Незначительные элементы могут трансформироваться, упраздняться, исчезать, оставляя выразительную суть.
Девочка с чёрными волосами
Посмотрите на портрет. Выразительные глаза, приоткрытый рот. Всё это вкупе олицетворяет интерес и открытость к миру.
Скептики, коих достаточно, скажут, что он ненавидел женщин. И тем не менее, вся жизнь художника прошла в их круговороте. Безусловно, они создавали ему сложности. Это не были киношные отношения. Нет. Но это и есть жизнь. Здесь соседствуют и любовь, и ненависть, и радость, и горе. Именно они дают глубину понимания и отражаются, пусть для некоторых и странным образом, в его произведениях.
Его сложные отношения с женщинами доказывают только то, что он такой, же обычный мужчина, как и многие другие, как мы. Ему не чужды ошибки И соблазны.
Одним из таких соблазнов оказались иберийские статуэтки. Прекрасно, если в музее у вас не возникает желания обладать тем или иным предметом искусства. Я бы сказала, что это чудо. Даже у меня некоторые предметы вызывают горчайшее сожаление невозможности ими обладать и любоваться каждый день со своего дивана. Что ж. Бывает. А тут иберийские статуэтки, которые подарил Пикассо его дружок Гийом Аполлинер. Как можно отказаться? Апполинер же получил их в уплату за долг от своего секретаря, проигравшегося, в пух и прах на скачках. Апполинер знал, что Пьере (так звали секретаря) вынес их из Лувра под полами пиджака. Тогда это было сделать очень даже просто. Да, что уж говорить, даже сейчас не всегда охрана в музеях на уровне. А тогда? Тю.
Итак, Апполинер получил оплату в счёт долга и порадовал влюблённого в африканское искусство друга. И всё было бы ничего, если бы в это время из Лувра не вынесли - надо думать способ был похож, - "Мону Лизу".
Что тут началось! Париж наполнился полицейскими, рыскающими по улицам. Проверки, обыски. Забавно, что Пьере за иберийскими статуэтками сделал несколько заходов в Лувр. Поскольку их пропажей никто не интересовался, а славы и денег ой как хотелось, он с последней своей добычей отправился прямиком в журнал, где рассказал о своих подвигах и сдал "подельников".
Апполинера арестовали. И пока его допрашивали, Пикассо со статуэтками в чемодане пытался от них.... избавиться. На его беду, от полицейских патрулей не было спасу. Ведь искали "Мону Лизу". К счастью, эта затея не удалась.
Что ж, история для Пикассо и для Апполинера закончилась вполне благополучно. Испугавшиеся тюремного заключения друзья во всём признались и покаялись. Отдали статуэтки и их отпустили. Ведь они не имели ни малейшего отношения к краже картины (какая добрая полиция во Франции).
Как оно было доподлинно, мы не знаем. Но, тем не менее, история была. И она показывает нам, что никто не чужд соблазнов.
Но есть ещё один важный момент - творчество. Отражение форм иберийских женщин можно увидеть в знаковом полотне художника "Авиньонские девицы".
Не секрет, что первоначальные эскизы включали в себя и фигуры мужчин: моряка, зашедшего в бордель на огонёк, и студента-медика, попавшего туда случайно.
Кажется, что бордель не может существовать без запроса. Но почему-то художник оставил только фигуры женщин. Иконизировал их, превратил в идолов. Вспомните иберийские скульптуры. Обезличил и убрал индивидуальность. Оставив только сексуальную составляющую. Именно она и пугает и манит. Именно она, как процесс зарождения жизни кажется и греховной - ведь в этом процессе столько удовольствия - и в то же время остаётся непорочной и чистой, как тела Авиньонских девиц.
Кстати, картину эту Пикассо продал за бесценок. О чем тут же пожалел, но дело было сделано.
#пикассо #апполинер #искусство #однакартина #искусство