Найти в Дзене
Немного Историк

Чингисхан вновь втсречается с Джамухой. Предательство союзников во время набега

В бескрайних степях никогда не было долгосрочных союзов. Все племенные вожди понимали это и не особо заботились о своей репутации. Все держалось на устных договоренность и апелляциям к чести рода, но, как мы знаем, уже тогда люди плевали с высокой колокольни на память своих предков, в надежде разжиться лишними землями, политическим влиянием и добычей.

Частенько возникали ситуации, когда союзные улусы сталкивались друг с другом в смертельной битве, а через какое-то время вожди вновь заверяли друг друга в вечной дружбе, а затем все повторялось вновь. И танец их бесконечен.
Частенько возникали ситуации, когда союзные улусы сталкивались друг с другом в смертельной битве, а через какое-то время вожди вновь заверяли друг друга в вечной дружбе, а затем все повторялось вновь. И танец их бесконечен.

Союз Чингисхана и вождя племени кераитов, хана Тогрила, изначально не отличался особой сердечностью. Оба лидера были законченными прагматиками и только желание хапнуть побольше удерживало их подле друг друга. Когда Темуджин вернулся из Империи Цзинь, он отчаянно нуждался в авторитетном покровителе, который поспособствует его возвышению в степи. Тогрил, ведомый лишь политической выгодой, с энтузиазмом принял молодого и перспективного военачальника под свое крыло, несмотря на то, что проигнорировал его просьбы о помощи 8 лет назад и дал Джамухе разбить Темуджина.

И ведь не сказать, что у них память короткая, сиюминутные выгоды перевесили давние обиды. Во всех действиях хана Тогрила прослеживается одна заглавная идея – объединить и возглавить разрозненные монгольские племена, а для такого дела набеги было принято считать наилучшим инструментом. Темуджин ему все еще казался мальчишкой, который едва ли сравняется с ним в политическом авторитете. Но, как известно, будущий великий завоеватель умел наращивать влияние, находясь в тени заметной политической фигуры.

Вот он - молодой Темуджин, прекрасно знает чего хочет. Настоящие лидеры растут как сорняки, пробиваясь сквозь тонны асфальта обстоятельств.
Вот он - молодой Темуджин, прекрасно знает чего хочет. Настоящие лидеры растут как сорняки, пробиваясь сквозь тонны асфальта обстоятельств.

В процессе сотрудничества хана Тогрила и Чингисхана, войско последнего росло как на дрожжах, порой, за счет солдат покровителя, которые меняли хозяина в погоне за большей выгодой. Два союзника совершили немало совместных походов, все они были успешными. Вряд ли по одиночке они смогли бы покорить столько племен - вот еще одна причина их вынужденного союза. Когда, наконец, Темуджин достигает критической массы в военном и политическом плане, хан Тогрил постепенно начинает дистанцироваться от него, все еще ощущая свою доминирующую роль в их отношениях.

Все меняется 1197 году, когда в племени кераитов происходит «государственный переворот» и власть захватывает племянник Тогрила. Чингисхан помогает своему покровителю и «восстанавливает его на троне», после чего они становятся равноправными партнерами.

Редкий анимированный коллаж из монгольских ковров "Хан Тогрил призывает кераитов прекратить кровопролитие в племени"
Редкий анимированный коллаж из монгольских ковров "Хан Тогрил призывает кераитов прекратить кровопролитие в племени"

Несмотря на поддержку, оказанную Темуджином, хан Тогрил был не в восторге от происходящего. Он судорожно пытается восстановить свое влияние, совершая несколько удачных походов против меркитов, а добычу, которая полагалась союзнику, Тогрил кладет себе в карман. В ответ на это, Темуджин зеркалит его, затевая серию выгодных одиночных набегов.

Союз уже дышал на ладан и казалось, вот-вот прекратит свое существование. Этого не произошло по счастливой случайности. В начале 1199 года вождь могущественного племени найманов, хан Инанч, умирает, а его квазигосударство распадается на два улуса во главе с ханом Буюруком на Алтае и ханом Таяном на Черном Иртыше. Согласно старой доброй политической традиции, когда в соседнем государстве смута и разлад, самое лучшее, что могут сделать лидеры других государств – напасть на него и вдоволь пограбить. Варварские законы, ничего не поделаешь. В XXI веке такого нет, честно-честно!

О! Новый набег! Все любят новые набеги!
О! Новый набег! Все любят новые набеги!

С распадом найманского государства союз Темуджина и Тогрила обрел второе дыхание. Вожди принялись планировать новый поход против хана Буюрука, предвкушая море добычи, женщин и скота. В один из дней, предшествующий специальной операции по «принуждению к миру» враждебного племени, союзников посетил представитель Джамухи и передал сообщение своего господина с предложением помощи в грядущем предприятии. Хан Тогрил, которому осточертело перманентное возвышение Чингисхана, с радостью откликнулся на предложение и убедил своего союзника в исключительной полезности такого альянса. Темуджину пришлось согласиться.

Естественно, когда Джамуха был включен в планирование похода на найманов, он принялся «мутить воду». Думаю, не нужно объяснять, что происходит, когда вместо двух равноправных союзников, их становится трое. Конечно, это влияет на процесс принятия решений. Джамуха всегда склонялся к позиции хана Тогрила, ослабляя позиции Темуджина, но будущий великий завоеватель не вступал в открытый конфликт, принимая сложившиеся порядки.

Примерно так выглядел процесс принятия решений в ситуативном альянсе Темуджина, Джамухи и хана Тогрила.
Примерно так выглядел процесс принятия решений в ситуативном альянсе Темуджина, Джамухи и хана Тогрила.

Несмотря на то, что Темуджин лишь косвенно участвовал в планировании похода, коалиции вождей удалось довольно быстро разбить хана Буюрука и озолотиться. Добычу поделили честно, на троих. Правда, по возвращению домой, произошла одна очень интересная ситуация. Хан Таян, лидер племени Найманов на Черном Иртыше, опасаясь повторить судьбу своего коллеги, отправил войска на перехват незванных гостей, возвращавшихся из похода с добычей.

Встретив найманов, вожди договорились дать им бой утром. Когда Чингисхан отправился спать, его союзники долго шушукались, прогуливаясь по лагерю. По итогу, Джамуха убедил Тогрила, что Темуджин является засланным казачком и сотрудничает с найманами, а когда утром завяжется потасовка, он вонзит нож в спину союзникам и переметнется на сторону врага. На самом деле, Тогрила долго убеждать не пришлось, он с удовольствием поверил словам Джамухи и они решили покинуть лагерь ночью, прихватив с собой солдат. Но Темуджин не спал. Увидев, как союзнички покидают лагерь, он также принимает решение об отступлении.

Наутро найманы очень удивились, когда увидели, как все три союзника, отступая, разделились. Они решили устремиться в погоню за ханом Тогрилом, по всей видимости, считая его лидером альянса. Завязался бой, в ходе которого вождь племени кераитов оказался на волосок от гибели. Понимая, что один он не справится, хан Тогрил направляет посланников к Джамухе и Темуджину с просьбой о помощи. Из двух союзников откликнулся только один, самый нелюбимый.

Понятное дело, что в железо эти всадники будут закованы намного позже. Но картинка эпичная.
Понятное дело, что в железо эти всадники будут закованы намного позже. Но картинка эпичная.

Нукеры Чингисхана обрушились на найманов как гром среди ясного дня и спасли кераитов от неминуемой гибели. В благодарность за это, хан Тогрил пообещал Темуджину свой улус после смерти. Дружба была восстановлена, а про Джамуху и ночное отступление все как-то позабыли, пока что.

После произошедшего ни о каком равноправии двух союзников, даже мнимом, уже нельзя было говорить, хан Тогрил даже не думал об этом. Время идет, политика меняется…

В следующей серии я расскажу об окончательном разрыве двух союзников и смерти вождя племени кераитов.

Благодарю вас за прочтение статьи! Любители степных воинов, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Тут много чего интересного!