Приветствую. 1714 год. В Северной войне русская армия наконец-то добилась решительного перелома. Благодаря железной воле царя Петра, она смогла оправиться от сокрушительного поражения под Нарвой, и уже разгромила шведов под Полтавой, после чего перешла в наступление. Уже были взяты штурмом шведские крепости на реке Неве и основан город Санкт-Петербург, русские войска заняли всю южную часть Финляндии, сдался Гельсингфорс(Хельсинки) и под угрозой оказался Або(Турку). Но все эти достижения висели буквально на волоске. На море продолжал господствовать мощный шведский флот, а значит в любой момент шведы, собравшись с силами, могли нанести стремительный удар по побережью и перечеркнуть все победы русского оружия...
Шведский король Карл Двенадцатый и его генералы были всерьез обеспокоены тем, что русские войска могут укрепиться на восточном побережье Ботнического залива, ведь в таком случае, высадка русского десанта в самой Швеции становилась лишь вопросом времени. Поэтому шведское командование принимает решение перехватить русский флот, движущийся в направлении Або(сейчас Турку, территория Финляндии). Шведы считали, что атаковать русские корабли непосредственно у берегов Финляндии довольно рискованно, так как российские моряки неплохо наловчились действовать в связке с сухопутными силами, но вот попытаться подкараулить русский флот у выхода в открытое море - вполне реально для победы, ведь опыта морских сражений у русских моряков практически не было, а вот у шведских хоть отбавляй. Местом встречи и стал мыс Гангут.
Шведская эскадра под командованием адмирала Густава Ваттранга вышла из родных портов в марте 1714 года. В её состав входили 15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля, 9 галер и ещё несколько других судов. В июне шведы установили фактическую блокаду русского флота, состоящего из сотни галер и малых судов, заперев его у финских берегов. Русские тоже не теряли времени зря и действовали, полностью используя своё превосходство на суше. Войска под командованием Фёдора Апраксина установили наблюдение за противником, заняли сам мыс Гангут, возвели там полевые укрепления и установили береговые батареи, чтобы воспрепятствовать возможной высадке шведского десанта. В конце июля к месту будущего сражения прибыл и сам царь Пётр Первый, имевший в российском флоте звание шаутбенахт(аналог контр-адмирала) и даже получавший небольшое жалованье под именем Петра Михайлова.
Пётр Первый придумал военную хитрость - в самой узкой части перешейка Гангута он приказал начать демонстративное сооружение деревянной "переволоки"(настил), якобы собираясь перетащить часть своих галер на другую сторону полуострова, чтобы попытаться зайти шведам в тыл. Адмирал Ваттранг решил этому замыслу помешать и допустил роковую ошибку, разделив свои силы и отправив отряд судов под командованием контр-адмирала Эреншёльда навстречу русским галерам. Только русские никакие галеры перетаскивать по суше не собирались. Напротив, русские силы собрались в единый кулак, и когда на море установился мёртвый штиль, который приковал шведские парусные корабли к одному месту, Петр Первый отдал приказ действовать.
Утром 6 августа, авангард русского флота из 20 галер под командованием командора Матвея Змаевича, маневрируя и находясь вне досягаемости шведских корабельных пушек, смог пройти вдоль берега, фактически прорвав блокаду. Следом прошли ещё 15 галер. При прорыве одна русская галера(скампавея) "Конфай" села на мель и около 200 моряков попали в шведский плен. Тем не менее, галеры Змаевича заблокировали у острова Лаккиссер отряд Эреншёльда, выстроившего свои корабли полумесяцем, чтобы те могли поддерживать друг друга пушечным огнём. Утром 7 августа русский флот атаковал корабли Эреншёльда. Сам Пётр Первый находился среди атакующих. Русским галерам из-за узости прохода между скал пришлось подходить, выстроившись в шеренги, тремя рядами. Первые две атаки шведы смогли отбить, однако третий удар, направленный не в центр, а во фланг шведского полумесяца, оказался удачным. Российские галеры вплотную приблизились к шведским кораблям, и русские солдаты бросились на абордаж. К рукопашному бою шведские моряки оказались не готовы, и после короткой схватки экипажи один за другим начали сдаваться.
Часть шведов попыталась спастись на стоявшем по центру флагмане Эреншёльда "Элефант". На нём тут же и сосредоточила огонь русская артиллерия, а потом русские молодцы взяли на абордаж и этот корабль. Надо отдать должное шведам - экипаж "Элефанта" сражался отчаянно, а сам контр-адмирал Эреншёльд дрался до конца и будучи раненым, упал за борт, но его выловили. Сражение длилось три часа и завершилось полной победой русского флота. В плен были взяты 580 человек с Эреншёльдом во главе. У шведов погиб 361 человек, русские войска потеряли 127 человек. Главные силы шведского флота под командой Ваттранга, которые из-за штиля находились в роли наблюдателя, не решилась продолжить сражение и как только поднялся ветер, снялись с якорей и ушли прочь.
Победа у мыса Гангут стала первой крупной победой русского флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. За этот бой Петр первый был произведён в вице-адмиралы. В сентябре 1714 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества по случаю данной победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображен орёл, сидевший на спине у слона("Elefant" - тот самый захваченный шведский флагман). Надпись на арке гласила – "Русский орёл мух не ловит".
Но было и ещё одно последствие - победа при Гангуте ознаменовала Европе, что в мире появилась новая морская держава. И с ней придётся считаться.
Ну а на этом всё. Спасибо что прочитали, ставьте лайки если понравился материал, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал. Всего хорошего.
Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там больше интересных фактов: https://t.me/PZKomandor