В июле 2022 г., в Волгограде был открыт памятник бронекатеру БК-31. Его новая история началась летом 2016 года, когда местные любители подводного плавания случайно наткнулись на дне Куропатки (ответвление Волги), в верхней части острова Голодного, на танковую башню. Сначала решили, что это затонувший танк, но вскоре выяснилось, что это бронекатер.
В ноябре 2017 году БК-31 был поднят со дна Волги. После выяснилось, что корпус затонувшего бронекатера сильно поврежден. Большая пробоина обнаружена в кормовой части в моторном отсеке. Многочисленные повреждения водолазы нашли и в других частях судна. Тонущий, но не сдающийся экипаж забивал пробоины деревянными чопиками. После подъёма, на борту были найдены останки 11 человек (часть экипажа, и тех кого перевозили).
О последнем бое БК-31, и экипаже бронекатера, пойдёт речь в этой статье.
Из книги: Хроника боевых действий Волжской военной флотилии в Великой Отечественной войне Советского Союза. 1945 г., и из оперсводки №116 9.10. 1942 г. ШТАФЛОТИЛИИ мы можем узнать подробности того самого рокового похода:
"Бронекатер № 31, работая на переправе под вражеским огнём, получил пробоины в корме в районе машинного отделения, бака и рубки, и сел на мель у острова Голодный и Куропаткинской протоки. Командир катера был убит и пять человек тяжело ранено. На левый берег Волги с бронекатера высадились шесть человек. Съемка его с мели была прекращена из-за интенсивного огня противника".
В книге "В огне Сталинградских переправ" уточняется:
"БК № 31 в ночь на 9 октября 1942 г. сделал очередной рейс на "Красный Октябрь", возвращался к левому берегу, имея на борту 15 раненых и несколько жителей Сталинграда. Был обнаружен противником, обстрелян из орудий. Бронекатер выбросило на мель. Осколками мин и снарядов на бронекатере были убиты командир П. А. Никитин, старшина 2-й статьи В. К. Колегов, старшина 2-й статьи А. И. Аникеенко и краснофлотец К. Г. Черных".
Останки лейтенанта Павла Архиповича Никитина были обнаружены в рубке БК-31, после подъёма в ноябре 2017. Он принял смерть, управляя судном. При нём были обнаружены бинокль, ремень и другие атрибуты, позволившие узнать командира судна.
Старшина 2-й статьи командир орудия Коллегов Владимир Карпович получив тяжёлое ранение утонул. На бронекатере найдена найдена его ложка с подписью "К. В. К."
Хляпов Пётр Константинович, краснофлотец, комендор - ранен.
Чёрных Константин Григорьевич, краснофлотец, пулемётчик - погиб.
Аникеенко Аким Иванович, старшина 2-й статьи, командир пулеметного отделения - погиб.
Видно, что они до последнего вели огонь, выполняя приказ.
Теперь к суровой правде о войне. Из документов Главной прокуратуры ВМФ: За преступления связанные с нарушением приказа №227 Военной прокуратурой привлечены к уголовной ответственности и преданы суду:
"9 октября с/г комендор Гришин, рулевой Канцедалов и старшина группы мотористов Дмитриев следуя на катере на левый берег Волги, во время обстрела противником, бежали... оставив на катере раненых бойцов, эвакуированых женщин и детей. Гришин, Канцедалов и Дмитриев... 12 октября 1942 г. были расстреля-ны перед строем".
Взгляд со стороны противника на огневой бой с бронекатером. Остались воспоминания бывшего командира батареи 105 мм орудий 71 пд в Сталинграде, Виганда Вюстера:
"Две мои русские пушки (трофейные 76-мм ЗиС-3) у Волги заработали четкое очко на свой счет. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34 — быстро засыпать снарядами наши позиции (основная задача бронекатеров в то время - была переправа!). Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз ее обстрели-вали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В этот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали.
Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула.
Из-за примечательности этой, в общем-то, обычной дуэли она была упомянута в «Вермахтсберихт» 10 октября 1942 г. Несколько человек из моей «береговой обороны» получили Железные кресты".
Здесь Вюстер приукрасил (или приврал, как всегда "на войне и на охоте") и в сводки пошло уничтожение двухбашенной канонерской лодки, на самом то деле небольшой бронекатер, но за него кресты быть может и не дали. А за давностью лет, а может и не знал, Вюстер, что "канонерская лодка" была упомянута даже в двух сводках: В первой - итоговой разведывательной сводке 6-й армии за 9 октября 1942 г.
И в утренней разведывательной сводке 4-й танковой армии за 10 октября 1942 г. Источник:
В последней сводке "потоплено 2-е канонерских лодки (опять, может у немцев и не было определения "бронекатер") и еще одна сильно повреждена". Здесь понятно, что БК-31, а дальше по нашей сводке №116 за 9.10.42 подтверждается, только повреждение бронекатера БК 62.
Вот пожалуй и все, что мог найти по документам о последнем героическом и трагичном бое бронекатера БК №31. Могу только добавить ещё несколько снимков: