Существует четыре базовые установки, которые характерны для невротических личностей. Эти установки когда-то описал Альберт Эллис: это долженствование, непереносимость фрустрации, катастрофизация и оценочная зависимость.
Что такое долженствование?
Если сказать просто - это убеждённость в том, что ты что-то должен, а иногда также убеждённость в том, что и другие люди что-то должны, должны вообще или должны тебе самому.
Мы можем представить таких людей, которые вечно движимы этим самым долженствованием. Они вынуждены ставить перед собой какие-то сверхзадачи, они вынуждены побуждать постоянно себя к чему-то стремиться, у них, можно сказать, плётки висят на стене и они постоянно себя этими плётками подхлёстывают.
Проблемы такого человека заключается в том, что если ты не будешь себя вечно хлестать этой плёткой, то ты окажешься ничтожеством. Ты никто, если ты не бежишь без оглядки куда-то вперёд.
Вот в чем заключается установка долженствования. За ней стоит в первую очередь ощущение собственной никчёмности, собственной ничтожности, а также за ней может стоять и ощущение или страх того, что тебя отвергнет мир, отвергнут другие люди, поскольку, если я не буду достигать, значит меня не оценят. Если меня не оценят, значит меня отвергнут.
Такие люди нередко превращаются в вечных решателей проблем. Они не могут позволить себе успокоиться и расслабиться и побыть здесь и сейчас, самими собой. Когда такого человека оставляешь наедине с ним самим, он может просто взвыть, ему нужно куда-то бежать, что-то делать. Здесь, очевидно, отсылка также к тревоге, такие люди обычно очень тревожные. Долженствование сопряжено с повышенной личностной тревожностью.
Вторая установка - непереносимость фрустрации.
Если что-то пойдёт не так, как я ожидал, то мне будет очень плохо и я этого не вынесу. Я не вынесу, если, например, я не обнаружил в магазине тот продукт, который я хотел купить.
Дело заключается в том, что не переносят такие люди каких-то самых простых ситуаций. Другие люди эти ситуации могут вообще не заметить, а человек с непереносимостью фрустрации болезненно, сверхболезненно, реагирует на все.
Как она связана с долженствованием? Достаточно просто: человек, который движем этим вечным «я должен», от чего-то при этом убегает; а убегает он, как раз, от ощущения ничтожности и от того, что его кто-то отвергнет и также от самой фрустрации.
Такому человеку кажется, что будучи постоянно включённым в какую-то деятельность, он тем самым избежит откатывания куда-то к этим самым негативным эмоциям страха, чувства брошенности, покинутости и вот этой вот фрустрации.
Ему кажется, что он этого избежит. Он должен это, потому что он должен избежать фрустрации, а фундаментальная фрустрация связана для него на самом деле уже даже не с какими-то простыми внешними событиями типа плохой погоды или не тех продуктов, или отмены какого-то мероприятия, а она связана со столкновением с его глубинными убеждениями: я ничтожен и меня отвергнут.
Следующая установка, которая опять-таки близка к непереносимости фрустрации, - это катастрофизация. Своего рода невротические иллюзии.
Эти люди относятся к потенциальной какой-то угрозе так, как если бы она уже оказалась актуальной. Человек боится чего-то, что может произойти завтра, но оно ведь может и не произойти.
Они же ведут себя так, как если бы это уже произошло и произошло именно сейчас, и отсюда их паника, отсюда их страхи, отсюда их дисфункциональные эмоции.
Человек боится опоздать завтра на самолёт, и при этом сегодня он уже в панике: я этого не вынесу, в том числе потому, что я ничтожный или беспомощный (глубинные установки).
Четвёртая установка - оценочная зависимость.
Человек вынужден ориентироваться на внешние критерии оценки своей собственной деятельности, своих поступков, себя самого, поскольку у него слабое я.
Он себя слишком низко ставит, чтобы ориентироваться на самого себя. У него просто для этого нет ресурсов, поэтому он ориентируется на других, а это, в свою очередь, ловит его в ловушку, потому что у разных людей разные мнения.
Люди с оценочной зависимостью постоянно страдают от того, что они не могут всем угодить, и они не могут угодить самим себе.
Угодить самому себе - это значит избавиться от негативных оценок, даже потенциально негативных оценок, исключить их из своей жизни. Если меня кто-то негативно оценивает - это означает, что кто-то раскрыл мою сущность. А я кто? Я ничтожный, слабый, я неудачник, я отвергнутый и так далее.
Оценочная зависимость, конечно, формируется, как и другие невротические установки, в ходе патологического воспитания, когда ребёнка оценивают, полагаясь не на то, что ему на самом деле нужно, то что ему хочется, то с чем он уже может себя идентифицировать, а полагаясь на какие-то внешние бессмысленные критерии: пятёрка - это хорошо; двойка - это плохо. Однако это бессмысленные критерии, а ребёнку этого не понять. Он никогда такого не поймёт и потом, уже взрослым человеком, такой ребёнок будет по-прежнему полагаться на эти внешние критерии.
В этом прослеживается связь между оценочной зависимостью и долженствованием: я делаю то-то, потому что так надо. А нужно ли это тебе самому и зачем это тебе самому нужно, вот на эти вопросы человек ответить не может.
На консультацию можно записаться по телефону +7 (902) 560-06-90 (вотсап, телеграм) или оставить заявку на профессиональной странице по адресу: https://www.b17.ru/belozerskiy_dmitriy/.
Автор: Белозерский Дмитрий Евгеньевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru