Поступить в любой из средневековых университетов было недешево: сначала нужно туда поехать. Добраться, скажем, из Шотландии или Испании в Париж дорого само по себе. Кстати, если у ваших родителей было много овец, вы не могли заплатить за учебу стадом.
Конечно, студенты оплачивали работу своих преподавателей, покупали книги и им приходилось платить за свое питание и за жилье.
Сколько стоили книги?
Надо понимать, что книги до 1450-х гг. были manus + scriptus = написанными от руки. И все средневековые книги до широкого использования бумаги (распространившейся только к концу 1200-х - началу 1300-х годов) были написаны на пергаменте, то есть на коже животного. Качество кожи животных (в основном бычьей или дешевле – овечьей) варьировалось от пергамента низкого качества, с дефектами (например, с дырками от личинок оводов при жизни животного), до пергамента высочайшего качества, изготовленного из телят или ягнят (или, что лучше всего, из пергамента, изготовленного из нерожденных животных). Например, на знаменитую Келлскую книгу ушло около 150 телят – это небольшое состояние.
Если к тексту добавлялись иллюстрации, цена, очевидно, возрастала, в особенности, если они были позолочены или нарисованы при помощи дорогих пигментов, например, лазурита.
На ранних этапах книги делали в монастырях, но позже они стали изготавливаться гильдиями, которые устанавливали цены на материалы и рабочую силу.
Пергамент чрезвычайно долговечен, поэтому книги, изготовленные из него, сохранялись и передавались по наследству в семьях или в дар библиотекам после смерти владельца.
Переписчики стоили дороже, чем пергамент. Например, в 1288 году Нориджский собор заплатил 17 шиллингов 5 пенсов (шиллинг = 12 пенсов) за 144 листа пергамента, а писцам – 20 шиллингов 5 пенсов (в XIII веке средняя дневная заработная плата плотника составляла 3 пенса в день).
Подробнее о ценообразовании можно почитать здесь.
Студенты брали напрокат книги у книготорговцев и переписывали их по цене от 1 до 5 пенсов.
Они могли позволить себе лишь несколько базовых текстов (например, учебник теологии Петра Ломбардского «Сентенции»).
Как оплачивали услуги преподавателей?
К сожалению, об этом не сохранилось усредненных сведений. Приведем пример Лейпцигского университета: в XV-XVI вв. плата взималась отдельно за зимний и летний семестры и варьировалась в зависимости от того, насколько богатым был студент. Самая высокая плата составляла 10,5 грошей, а самая низкая – два гроша за семестр (1 грош=12 денариям=1 солиду).
Где студенты жили?
Можно было снять жилье. Люди в университетском городке быстро освобождали комнаты, некоторые просто предлагали: ну, вы можете спать в нашем сарае или в нашем амбаре.
Некоторые университеты, например, Лейпцигский размещали студентов в бурсе – разновидности студенческого общежития.
Откуда студенты брали деньги?
Возможно, какой-нибудь аристократический благотворитель мог бы сказать: хорошо, я заплачу тебе, ты многообещающий молодой человек, я оплачу твой путь, ты поезжай в Париж до тех пор, пока не вернешься, а потом будешь работать на меня.
В те времена церковь являлась ключевым покровителем образования и спонсором. Епископ мог сказать: что ж, мы выделим средства этим семи молодым людям, чтобы они отправились в Париж, если они вернутся и станут работать у нас священниками.
Однако, почти половина студентов являлась детьми аристократов, которых финансировали родители. Как выразился один средневековый итальянский отец, “первая песня студента – это требование денег, и никогда не будет письма, в котором не просили бы наличные”.
Вот типичный пример из 1220-х годов:
«Б. своему достопочтенному мастеру А., приветствие. Сим сообщаю тебе, что я учусь в Оксфорде с величайшим усердием, но вопрос денег сильно мешает моему продвижению, поскольку прошло уже два месяца с тех пор, как я потратил последнее из того, что ты мне прислал. Город дорогой и предъявляет много требований; я должен снимать жилье, покупать предметы первой необходимости и обеспечивать многие другие вещи, которые я не могу сейчас указать. Поэтому я почтительно прошу твое отцовство, чтобы по побуждению божественного сострадания ты помог мне, чтобы я мог завершить то, что я хорошо начал».
Лучший пример средневекового студента, просящего денег у родителей, создал французский писатель Эсташ Дешан (1346-1406). В юности он посещал Орлеанский университет, прежде чем перейти на работу к королю Франции. В 1400 году он написал это воображаемое письмо от студента своему отцу:
«Что ж, возлюбленный отец, у меня нет ни пенни, и я не могу никоим образом раздобыть средства, кроме как у тебя, потому что все в Университете так дорого, и я не могу заниматься в моем Кодексе или моем сборнике «Дигесты» [это юридические тексты], потому что у их листов [страниц] падучая болезнь. Более того, я должен десять крон ректору и не могу найти человека, который одолжил бы их мне. Я прошу у тебя приветствия и денег.
Студент нуждается во многих вещах, если он хочет преуспеть здесь; его отец и его родственники должны снабжать его свободно, чтобы ему не пришлось закладывать свою книгу, а он имел в кошельке наличные деньги на мантии, меха и приличную одежду; иначе он будет заклеймён как нищий; а потому, чтобы люди не принимали меня за животное, я прошу у тебя приветствия и денег.
Вина дорогие, как и общежития, и другие хорошие вещи; я задолжал на каждой улице, и мне трудно выпутаться из этих ловушек. Дорогой отец, соблаговоли помочь мне! Я боюсь, что меня исключат; меня уже штрафовали, а в моей кладовой нет даже засохшей кости. Если я не смогу найти денег до этого праздника Пасхи, дверь церкви будет закрыта перед моим носом; поэтому исполни мою мольбу. Я прошу у тебя приветствия и денег.
Что ж, возлюбленный отец, чтобы облегчить мои долги, связанные с таверной, пекарней, профессорами и бидлами (мелкие чиновники, надзиратели; подробнее), и оплатить мои абонементы прачке и цирюльнику, я прошу у тебя приветствия и денег».