Сразу оговорюсь о том, что на самом деле это не совсем танк. Официально это "самоходная артиллерийская установка", то есть, грубо говоря, пушка, только на гусеницах. Но, неофициально, с виду - это вполне себе танк, потому как эту машину назвать иначе просто язык не поворачивается. Для примера, когда я своей дочери показывал его вживую и говорил о том, что это, на самом деле, не танк, он возмутилась и заявила, что видимо я танки никогда в жизни раньше не видел. Речь идет о СУ-152, который позже модернизировали в ИСУ-152. Многие знатоки наслышаны о нем под названием "Зверобой". Почему танк - не танк, его так назвали и какие у него были преимущества перед машинами фашистов?
СУ-152 стали создавать уже гораздо позже того, как фашисты были отброшены от Москвы зимой 1941/42 годов. Но создавать его стали как раз благодаря этому. Фашистов не просто не пустили в столицу, их погнали обратно на Запад и стали преследовать, прекрасно понимая то, что вскоре придется столкнуться с отлично укрепленными немецкими позициями. Для взятия таких позиций потребуется мощное оружие, которое поможет оперативно решать боевую задачу по взятию таких укреплений. Пока думали и гадали, в прямом смысле слова с такими укреплениями столкнулись. Чуть позже, а именно в январе 1943 года, по этой причине была поставлена задача в срочном порядке разработать такое орудие, которое сможет прошивать любые стены, и быть еще и маневренным. Спустя всего 20 дней после постановки задачи первый опытный образец был изготовлен на Челябинском заводе и представлен конструктором Жозефом Котиным для обкатки. Повторю - всего 20 дней! Чем же было так уникально это самое орудие?
На борту СУ-152 была установлена мощная пушка-гаубица МЛ-20, которую многие специалисты называют одной из самых эффективных за весь период Великой Отечественной войны. Но, беда в том, что это - мощная пушка, которая в принципе не может быть особо маневренной. Эту сложность решили при разработке СУ-152. Конструкция была придумана таким образом, что СУ-152 мог вести стрельбу как прямой наводной, так и по навесной траектории, прямо над головами своих же наступающих войск. То есть, войска идут в атаку, а прямо над их головами в неприятеля летят снаряды, пущенные СУ.
Орудие СУ было действительно мощным, потому как на расстоянии целых полутора километров имело способность пробивать броню толщиной до 120 миллиметров. Для неспециалистов эта цифра может ни о чем не говорить, поэтому приведу пример. С такого расстояния снаряд СУ спокойно прошивал броню немецких "Тигров" и "Пантер". Ну а если по какой-либо причине этого не происходило (угол обстрела и тому подобное), то удар по корпусу вражеского танка очень массивного снаряда СУ гарантированно выводил из строя все механизмы и машина оставалась обездвиженной. Это все-равно что надеть каску, а сверху ударить по ней кувалдой, примерно так.
Кстати, по поводу снарядов. Бетонобойный снаряд СУ имел общую массу около 50 килограммов. Снаряд такой массы наводил ужас на всевозможные ДОТы и ДЗОТы фашистов, потому как с легкостью пробивал бетонные стены таких укреплений. Как говорили ветераны, "проходил как нож сквозь масло".
Ну а почему СУ называли "Зверобой"? Дело в том, что массовое применение на поле боя эти машины получили во время боев на Курской дуге. Ну а фашисты на полях сражений Курской дуги, как известно, максимально задействовали свои машины, имеющие "звериные" названия. "Пантеры", "Львы", "Тигры" и даже "Королевские тигры". Действовала СУ против них весьма эффективно, поэтому и получила в народе оригинальное название "Зверобой". Кстати, по поводу того, почему немцы любили использовать именно такие "звериные" названия для своей техники, будет в одной из моих следующих статей.
Помимо того, что СУ-152 имела отличные характеристики в плане пробития всевозможных защитных укреплений врага, он был еще и хорошо бронирован, что позволяло ему успешно подходить к укреплениям фашистов на расстояние прямого выстрела. Из-за этого он был довольно успешен не только "в поле" но и в городских боях. Все ветераны в один голос заявляли о том, что идти на штурм очередного городского квартала имея в своих рядах такого "помощника" было намного проще, потому как укрепления фашистов, оборудованные среди бывших жилых зданий, складывались как карточный домик.
Несмотря на все преимущества "Зверобоя" был у него и один единственный недостаток - ходовая часть, а именно несовершенная трансмиссия. Дело в том, что СУ-152 был собран на базе тяжелого Советского танка КВ-1, у которого аналогично были большие сложности с ходовой. Условно говоря, мог просто застрять в более-менее непроходимой местность, там, где тот же Т-34 спокойно проходил. Выпуск КВ-1 был остановлен в октябре 1943 года. Вскоре перестали выпускать и СУ-152, а на его смену пришел более усовершенствованный образец - ИСУ-152. Его выпускали уже не на базе бывшего КВ-1, а на базе ИС-2. Новый ИСУ-152 стал более проходимым и маневренным, что сделало его еще гораздо более грозным оружием для врага. Внутри одного из таких, образца 1944 года, мне посчастливилось однажды побывать. В том числе его снимки есть в данной статье выше.
Читайте также:
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.