В нашей стране довольно много памятников, так или иначе связанных с Великой Отечественной войной. Одни из них установлены уже после войны, другие тогда, когда до Победы оставалось еще пару лет. Но знаете в чем главная проблема? Мы уже как то привыкли к ним и мало знаем их реальную историю. На всех памятниках написано, в основном, что они установлены в честь какого-то события или в память о ком-то. Но откуда, на самом деле, взялся этот самый танк или самолет, мы даже не подозреваем. Об этом зачастую не сообщают мемориальные таблички. А ведь они порой реально воевали, в них гибли бойцы, о судьбе которых мы совершенно не знаем.
Я когда-то уже писал про один из таких памятников - ИСУ, реально участвовавший в боях, находящийся сейчас на постаменте. Но сегодня хочу рассказать о другом, который находится у меня в Воронеже. Памятник с уникальной историей, которую в городе знают единицы.
ИЛ-2 - самый массовый военный самолет за всю историю войны. За период с 1941 по 1945 год их было произведено целых 35 940 штук. Это очень много! Уникальный бронированный штурмовик, который наши называли просто "летающий танк", настолько он был живучим. Немцы же называли его не иначе как "бетонный самолет". В Воронеже установлен памятник как раз такому самолету. Точнее как памятник, это реально воевавший самолет. Но, нигде об этом не сказано...
Воронеж в годы войны был известен не только тем, что здесь произвели на свет самые первые "Катюши", но и тем, что именно здесь выпускали те самые "бетонные" ИЛ-2. Вернее начали выпускать, но завод вскоре эвакуировали в Самару. Поэтому большинство воевавших ИЛов было выпущено воронежцами, но уже в Самаре.
Конкретно этот ИЛ-2 был приписан к 50-му разведывательному авиаполку 2-й воздушной армии. 1 сентября 1943 года он вылетел на боевую задачу. В воздухе его заметили два "мессершмитта" фашистов, завязался бой. Произошло это у села Ракитное Белгородской области уже после того, как были завершены основные боевые действия на Курской дуге, происходившие в этой местности. Самолет в воздухе загорелся от попаданий и пилот попытался его посадить. Но, машина вошла в штопор и упала в местный пруд, никто из экипажа не выжил.
Спустя 35 лет после того самого воздушного боя, самолет с бойцами был обнаружен поисковиками клуба РИФ в пруду, который с годами превратился в болото. Сначала было обнаружено оружие, затем личные вещи, компасы и карты, по которым стало ясно, что где-то рядом должен находиться самолет. Позже была найдена и летная книжка на имя Бобеля Александра Васильевича. Ну и позже обнаружен уже сам самолет, потому как кроме болота ему больше негде было быть.
После того как подняли самолет, были обнаружены документы и остальных красноармейцев. Техник - Тюфяков Александр Агафонович и лейтенант - Чирков Александр Яковлевич. У лейтенанта в планшете как раз и была карта с подробным указанием маршрута полета. Поисковики сопоставили все найденные документы и повреждения самолета, таким образом восстановив ход событий того дня.
Спустя время, этот самый самолет был установлен рядом с ВАСО в качестве памятника, в честь трудового подвига Воронежских самолетостроителей в годы войны. Про пилотов, найденных вместе с самолетом и погибших именно на нем в бою, ни слова...
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.