Найти тему
Lindan

Кордон 273.

Пока стояли солнечные дни, мы решили проехать по местам Паустовского и отправиться в Мещеру на кордон 273. Данную поездку хотелось совершить в хорошую погоду, хотелось поплавать на сапах по озеру Шуя и реке Пре, а в хорошую погоду- это одно удовольствие и был вопрос по состоянию лесной дороги непосредственно на кордон.

Свое путешествие автор рассказа "Кордон 273" К. Паустовский с друзьями начали из Солотчи, где он тогда и жил в доме Пожалостина, где в мезонине деревенского дома и был его кабинет.

Солотча, дом-музей.
Солотча, дом-музей.

В годы Паустовского это было село недалеко от Рязани с типичным провинциальным колоритом, сейчас же это часть города. На смену деревенским избам пришли дома с высокими заборами граждан с доходом выше среднего, кафе и рестораны.

Оригинальным дом не сохранился, простояв 90 лет, он сгорел в заброшенном состоянии в 1970 году. Двадцать лет там находилось пепелище, пока в девяностом году его не восстановили и не создали дом-музей. Первый этаж посвящен старому хозяину- Пожалостину, а второй — Паустовскому. На территории есть "банька" в которой жил Паустовский в свой первый год проживания у семьи Пожалостина. "Банька" тоже неоригинальная, т.к. за столько лет она бы просто не уцелела, хотя в музее говорят, что она подлинная.

Баней этот домик никогда не был, в нем жили хозяева пока строился основной дом.
Баней этот домик никогда не был, в нем жили хозяева пока строился основной дом.

Паустовский в рассказе отправился на кордон по Рязано-Владимирской узкоколейке. На тот момент это был самый простой, хоть и медленный способ перемещения по Мещере. Станция "Солодча" находится недалеко от дома писателя и ее половина дошла до наших дней, хотя сама дорога в этих места была разобрана в девяностые.

Дорога называлась до конца своих дней Рязано-Владимирской, хотя участок от Тумской (пос. Тума) до Владимира еще в 1924 году с узкой колеи перешили на широкую.
Дорога называлась до конца своих дней Рязано-Владимирской, хотя участок от Тумской (пос. Тума) до Владимира еще в 1924 году с узкой колеи перешили на широкую.
Населённый пункт всегда писался Солотча, а вот станция почему-то везде упоминается как Солодча. Ранее по центру находилась черно-белая табличка "СОЛОДЧА Горьк. Ж. Д."
Населённый пункт всегда писался Солотча, а вот станция почему-то везде упоминается как Солодча. Ранее по центру находилась черно-белая табличка "СОЛОДЧА Горьк. Ж. Д."

По извилистой дороге добираемся до Спас-Клепиков, где на стене бывшего кинотеатра "Мещера" находится изображение Паустовского.

Спас-Клепики.
Спас-Клепики.

Писатель с друзьями по узкоколейке добираются до полустанка Летники, от которого сейчас ничего и не осталось, а мы через Екшур, добираемся до Гришино, которое упоминается в рассказе и Заводской Слободы. Пересекаем Пру и отправляемся в лес.

Река Пра.
Река Пра.

От Заводской Слободы идет дорога с щебнем и песком, поэтому по ней и после дождя проехать не проблема, а вот с 5-6 км от поворота на кордон у меня возникали вопросы, кто-то ходит пешком и не советует ехать, а кто-то едет на полном приводе.

Дорога на кордон.
Дорога на кордон.

Дорога оказалась на редкость удачной, за исключением моментов когда приходилось разъезжаться со встречными автомобилями, не везде есть возможность принять в сторону из-за противопожарной траншеи. Из-за обилия песка показалось, что после дождя по мокрому песку будет лучше ехать, т.к. в некоторых местах колеса вязли в сухом песке, но не страшно.

По дороге есть два озера. Озеро Орос с заросшими берегами находится в правой стороне, а в левой с хорошим подходом и беседкой озеро Шуя.

Отличное место для отдыха. Настоящее лесное озеро с дикими берегами.
Отличное место для отдыха. Настоящее лесное озеро с дикими берегами.
Беседка на берегу Шуи.
Беседка на берегу Шуи.

Во времена Паустовского кордон был обитаем, тут жил лесник А. Желтов со своей семьёй. После его смерти здесь проживала его жена, но с начала семидесятых после ее смерти на кордоне уже никто не жил. В 1987 кордон сгорел, но был восстановлен в двухтысячные уже как туристический объект.

Лесик А. Желтов. От моста через Пру встречаются информационные таблички, которые людям не знающим историю этих мест рассказывают, а людям знающим напоминают.
Лесик А. Желтов. От моста через Пру встречаются информационные таблички, которые людям не знающим историю этих мест рассказывают, а людям знающим напоминают.

Ворота закрыты, но обойти забор или аккуратно пролезть не составит труда. Закрыт скорее чтобы не заезжали на различной технике.

Наш путеводитель.
Наш путеводитель.

Сам кордон и его территория ухожены и не вызывает ощущения бесхозяйственности. Разве, что окно было открыто, и мы его закрыли, подперли найденным гвоздем чтобы стекло не вылетело от ветра.

Кордон 273.
Кордон 273.
"На крыше его был приколочен дощатый щит с черным номером по белому полю – «273». По этому номеру определялись самолеты, пролетавшие над лесами."
"На крыше его был приколочен дощатый щит с черным номером по белому полю – «273». По этому номеру определялись самолеты, пролетавшие над лесами."

Рядом находится заводь реки Пры. Неглубокая, без течения и с теплой коричневой водой, поэтому искупаться и проплыть на сапах было делом времени. Ее протяжённость метров 200, далее идет основное русло Пры.

Вид с заводи.
Вид с заводи.
Прекрасная Мещера.
Прекрасная Мещера.

Когда ме ехали на кордон, были у озера Шуя, то мы встречали несколько обычных легковушек, но когда приехали, то никого из них на кордоне не было, поэтому в следующий раз хочется отправиться до Жуковских выселок, которые упоминаются в рассказе и Горок, но пока не понятно состояние дороги. Ну или отправиться на кордон, но уже от села Деулино.

Обед  в лучшем местном кафе.
Обед в лучшем местном кафе.

На обратном пути решил не ехать в сторону Заводской Слободы, а повернуть влево и отправиться в сторону Болони или Задне-Пилево. Местных дорог я не знаю, а отсутствие интернета не добавляло оптимизма в моменте, когда стоял выбор на развилках, руководствовался интуицией, а иногда выбирал более накатанную дорогу. Поняв, что до Болони с ее обилием торфяных полей нам тяжело будет доехать, то за ориентир взяли Задне-Пилево и по достаточно хорошей, но песчаной дороге добрались до первого населенного пункта Подгорье.

Лесные дороги по зеленому коридору.
Лесные дороги по зеленому коридору.

Далее доехали до Макарово, которое расположено на Пре и местной достопримечательностью является достаточно длинный деревянный мост.

При взгляде на лиственные деревья может показаться, что на дворе весна и листья еще не распустились, но ситуация совсем иная. В этом году случилось нашествие шелкопряда, после которого остались голые ветви.
При взгляде на лиственные деревья может показаться, что на дворе весна и листья еще не распустились, но ситуация совсем иная. В этом году случилось нашествие шелкопряда, после которого остались голые ветви.

От Макарово уже идет асфальт, мы движемся в сторону Спас-Клепиков и возвращаемя домой.