Пока стояли солнечные дни, мы решили проехать по местам Паустовского и отправиться в Мещеру на кордон 273. Данную поездку хотелось совершить в хорошую погоду, хотелось поплавать на сапах по озеру Шуя и реке Пре, а в хорошую погоду- это одно удовольствие и был вопрос по состоянию лесной дороги непосредственно на кордон.
Свое путешествие автор рассказа "Кордон 273" К. Паустовский с друзьями начали из Солотчи, где он тогда и жил в доме Пожалостина, где в мезонине деревенского дома и был его кабинет.
В годы Паустовского это было село недалеко от Рязани с типичным провинциальным колоритом, сейчас же это часть города. На смену деревенским избам пришли дома с высокими заборами граждан с доходом выше среднего, кафе и рестораны.
Оригинальным дом не сохранился, простояв 90 лет, он сгорел в заброшенном состоянии в 1970 году. Двадцать лет там находилось пепелище, пока в девяностом году его не восстановили и не создали дом-музей. Первый этаж посвящен старому хозяину- Пожалостину, а второй — Паустовскому. На территории есть "банька" в которой жил Паустовский в свой первый год проживания у семьи Пожалостина. "Банька" тоже неоригинальная, т.к. за столько лет она бы просто не уцелела, хотя в музее говорят, что она подлинная.
Паустовский в рассказе отправился на кордон по Рязано-Владимирской узкоколейке. На тот момент это был самый простой, хоть и медленный способ перемещения по Мещере. Станция "Солодча" находится недалеко от дома писателя и ее половина дошла до наших дней, хотя сама дорога в этих места была разобрана в девяностые.
По извилистой дороге добираемся до Спас-Клепиков, где на стене бывшего кинотеатра "Мещера" находится изображение Паустовского.
Писатель с друзьями по узкоколейке добираются до полустанка Летники, от которого сейчас ничего и не осталось, а мы через Екшур, добираемся до Гришино, которое упоминается в рассказе и Заводской Слободы. Пересекаем Пру и отправляемся в лес.
От Заводской Слободы идет дорога с щебнем и песком, поэтому по ней и после дождя проехать не проблема, а вот с 5-6 км от поворота на кордон у меня возникали вопросы, кто-то ходит пешком и не советует ехать, а кто-то едет на полном приводе.
Дорога оказалась на редкость удачной, за исключением моментов когда приходилось разъезжаться со встречными автомобилями, не везде есть возможность принять в сторону из-за противопожарной траншеи. Из-за обилия песка показалось, что после дождя по мокрому песку будет лучше ехать, т.к. в некоторых местах колеса вязли в сухом песке, но не страшно.
По дороге есть два озера. Озеро Орос с заросшими берегами находится в правой стороне, а в левой с хорошим подходом и беседкой озеро Шуя.
Во времена Паустовского кордон был обитаем, тут жил лесник А. Желтов со своей семьёй. После его смерти здесь проживала его жена, но с начала семидесятых после ее смерти на кордоне уже никто не жил. В 1987 кордон сгорел, но был восстановлен в двухтысячные уже как туристический объект.
Ворота закрыты, но обойти забор или аккуратно пролезть не составит труда. Закрыт скорее чтобы не заезжали на различной технике.
Сам кордон и его территория ухожены и не вызывает ощущения бесхозяйственности. Разве, что окно было открыто, и мы его закрыли, подперли найденным гвоздем чтобы стекло не вылетело от ветра.
Рядом находится заводь реки Пры. Неглубокая, без течения и с теплой коричневой водой, поэтому искупаться и проплыть на сапах было делом времени. Ее протяжённость метров 200, далее идет основное русло Пры.
Когда ме ехали на кордон, были у озера Шуя, то мы встречали несколько обычных легковушек, но когда приехали, то никого из них на кордоне не было, поэтому в следующий раз хочется отправиться до Жуковских выселок, которые упоминаются в рассказе и Горок, но пока не понятно состояние дороги. Ну или отправиться на кордон, но уже от села Деулино.
На обратном пути решил не ехать в сторону Заводской Слободы, а повернуть влево и отправиться в сторону Болони или Задне-Пилево. Местных дорог я не знаю, а отсутствие интернета не добавляло оптимизма в моменте, когда стоял выбор на развилках, руководствовался интуицией, а иногда выбирал более накатанную дорогу. Поняв, что до Болони с ее обилием торфяных полей нам тяжело будет доехать, то за ориентир взяли Задне-Пилево и по достаточно хорошей, но песчаной дороге добрались до первого населенного пункта Подгорье.
Далее доехали до Макарово, которое расположено на Пре и местной достопримечательностью является достаточно длинный деревянный мост.
От Макарово уже идет асфальт, мы движемся в сторону Спас-Клепиков и возвращаемя домой.