Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Полезное «не делание» в терапии

Часто в начале практики психолог, терапевт может обнаружить в себе спасательские черты. Стратегия спасательства, как правило, не продвигает клиента, и заводит терапию в тупик.

Поэтому важно научиться обращаться со своей спасательской частью, различать, где спасательство, а где необходимая помощь. В какие моменты стоит быть активным, а в какие – «ничего не делание» будет лучшей интервенцией для клиента. С моим взглядом на спасательство можно ознакомиться в этой статье - "Спасательство в психотерапии - Черты, Упражнения, Профилактика"

Терапевт-спасатель отличается тем, что он спешит помочь клиенту, стремиться к действиям, результатам.

Как это может проявляться?

Когда на сессии клиент говорит о сильных переживаниях – ему страшно, он растерян, зол и другое, терапевт тут же предлагает клиенту что-то сделать, куда-то продвинуться, возможно с помощью какой-то техники, практики или совета «а у меня было так…»

Но это не совсем то, что требуется.

Одна из целей гештальт терапии – это знакомство человека с собой, с его чувствами, эмоциями, потребностями. Поэтому, когда клиент говорит о переживаниях, чувствах, эмоциях, терапевту важно не спешить что-то с ними делать, а дать возможность клиенту заметить, что с ним, что он чувствует и помочь назвать то, что заметил.

И важно самому терапевту обратить внимание на то, что стоит за его стремлением к действию? Что сподвигает его так торопиться?

Терапевт-спасатель часто стремится к действию в терапии, и в этом ошибка. Делая многое за клиентка, мы не даем развиваться его самостоятельности, способности самому справляться со своей жизнью. «Дайте столько поддержки, сколько необходимо и так мало, как это возможно» - на мой взгляд, эти слова Лауры Перлз раскрывают секрет успешной психотерапии, ориентированной на личностный рост клиента.

В этой статье хочу уделить внимание таким действиям терапевта, которые выглядят скорее, как «не делание»:

  1. То, о чем уже упомянула, - остановка в моменте чувствования клиента и помощь в том, чтобы клиент заметил, назвал и прожил свои эмоции, чувства.
  2. Присутствие терапевта – когда терапевт открыт тому что происходит на сессии – замечает свои ощущения, эмоции, мысли и замечает то, что происходит с клиентом, позволяет себе быть затронутым процессами клиента, способен к эмпатии и готов искренне откликнуться клиенту.
  3. Терапевт контейнирует свои чувства и эмоции, и выступает таким же контейнером и для клиента.
  4. Терапевт способен находится в ситуации неопределенности, которая может вызывать у него различные эмоции – тревогу, растерянность, страх и др. И может справляться со своими эмоциями, при этом поддерживая клиента в разворачивании его процессов.
  5. В начале терапии – терапевт уделяет внимание знакомству, установлению контакта, не спешит «менять» клиента.
  6. Терапевт может заметить бессилие, понимает ценность этого переживания и способен рассказать об этом клиенту, тем самым обнаруживая границы своих воздействий и передавая ответственность за изменения клиенту.
  7. После сессии с клиентом, терапевт способен завершить, оставить всё как случилось без сожалений и мыслей о том, что могло быть и лучше, тем самым уважая темп клиента и веря в его способность справляться с жизнью за пределами терапевтического пространства.

В начале практики эти аспекты работы могут вообще упускаться из виду, или обесцениваться самим терапевтом. Думаю, конечно это не весь список, скорее то, что я первое сейчас вспомнила. Коллеги, буду рада вашим комментариям и мнениям.

Приглашаю психологов в супервизорские группы:

1. Онлайн по понедельникам с 12 до 15

2. Онлайн по средам с 11 до 14

3. Очно в Москве

Автор: Пушкарёва Софья Сергеевна
Психолог, Супервизор, Гештальттерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru