У нас тут на днях незаметно прошел десятилетний юбилей с премьеры "Риддика", третьей картины из фантастической франшизы Вина Дизеля, и я подумал, что давно ничего не писал об этом выдающемся артисте. В архиве канала вы найдете пару занятных статей о Торетто-терминаторе и о том, как провал "Бладшота" спас карьеру Дизеля, но хочется же чего-то нового. Нового, грандиозного, безумного – всё как любит Киновед в штатском. И вот оно – пришло время открыть вам правду о Вине, сегодня представляю вам сногсшибательную теорию, объединяющую все фильмы с участием Вина Дизеля. Знаете такие заголовки: "Ученые пришли в ужас, когда увидели..." – так вот это оно и есть. Пристегнитесь, будет трясти!
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Наверное, в мире не найдется ни одного человека, который назвал бы Вина Дизеля великим актером. При всем старании этот артист редко выходит за пределы довольно ограниченного диапазона крутого, немногословного парня, предпочитающего решать вопросы силой, а не умом. Мы даже скажем смелее – Дизель всю жизнь играет в одном и том же стиле очень похожих персонажей. Звездой Голливуда его сделал космический хоррор "Черная дыра", на взлет Вин пошел с "Форсажем" и максимально приближенным к нему боевиком "Три Икса", наконец, во вселенной Marvel ему досталась роль Грута с теми же функциями: "Не болтай – действуй!".
Недоброжелатели (вроде меня) давно посмеиваются – Вин всё время играет одного и того же персонажа. Не помогло влияние Стивена Спилберга, не помогла смена жанра на комедии и судебные драмы – в итоге всё равно получался тот же Риддик, только в другой одежде и без своих сверкающих глаз. Спорить здесь сложно, но что, если я скажу вам одну неожиданную вещь? Знаете – а ведь так и задумано. Вин Дизель всю свою жизнь действительно играет одного и того же человека. Или, вернее, некую сущность, которая живет много веков, постоянно подстраиваясь под действительность. Торетто, Риддик, Грут – всё это – одно целое или, если хотите, три стороны одной медали грани одной игральной кости. Не спешите закатывать глаза, сейчас всё объясню.
Точкой отсчета в этой безумной теории является фильм, который многие уже забыли или вычеркнули из сферы своих интересов как безнадежный провал. В 2015-м Вин Дизель сыграл главную роль в фэнтезийном боевике "Последний охотник на ведьм" – лента не окупилась в прокате и отправилась на голливудскую свалку, но я покажу вам ее истинное значение. В "Последнем охотнике" Дизель сыграл мистического воина по имени Колдер, сквозь века преследующего зловещую Королеву ведьм – та 800 лет назад прокляла его, сделав "бессмертным и нестареющим". Хотя главный герой и пытается слиться с обычными людьми, его выделяет недюжинная силища, неиссякаемый финансовый источник в католическом ордене и страсть к быстрым автомобилям.
Звучит знакомо, не правда ли? Точно! Доминик Торетто из "Форсажей" тоже неравнодушен к гонкам на крутых тачках, его кошелек никогда не пустеет, хотя из доходов у него только пара побед в гоночных заездах, а о его силе можно судить по паре эпизодов, в которых Дом легко двигал автомобили или поднимал голыми руками огромные движки. Кроме того, известна набожность главного героя "Форсажей" – нательный католический крест Торетто обрел культовый статус. Судя по всему, Торетто – буквально, тот же человек, что и Колдер. Может ли такое быть? Больше похоже на совпадение, притянутое за уши. Но если мы добавим к этой паре Ксандера Кейджа из "Трех Иксов", Рэя Гаррисона из "Бладшота", Туропа из "Вавилона нашей эры" и Шэя Вулфа, морского котика под прикрытием из "Лысого няньки", то становится как-то не по себе – они все одинаковые!
Как это объяснить? У меня нет других вариантов, кроме как предположить, что на самом деле Вин Дизель всегда играет какого-то одного вневременного персонажа, этакого Вечного Воителя из фэнтези-вселенной Майкла Муркока, сверхъестественное существо, живущее в веках среди нас и умело прикрывающееся разными личинами. Мы можем условно назвать его СуперДизель – видимо, как и Колдер, этот герой проклят жить вечно, избегать фатальных травм и ни в чем не нуждаться, продолжая какую-то вечную борьбу. Разные роли Дизеля – это разные личины СуперДизеля, вынужденного переезжать из города в город, из страны в страну, менять документы и рабочие места, чтобы привлекать минимум внимания окружающих.
Чтобы избегать вопросов о своем долголетии или об отсутствии возрастных изменений, СуперДизель время от времени бросает всё им нажитое в одной ипостаси и начинает с нуля в другой. Это тяжелое бремя, психологически ему наверняка непросто наблюдать за тем, как рядом стареют друзья и близкие, поэтому время от времени он, как в "Лысом няньке" заводит дружбу с детьми – тогда товарищеская связь может просуществовать чуть дольше, хотя тоже не вечно. Совершенно очевидно, что все варианты СуперДизеля так или иначе ищут поддержку со стороны – они нуждаются в друзьях, близких, любимых, на "этапе" Доминика Торетто Вечный Герой и вовсе собрал Семью. Но в итоге СуперДизель всё равно остается один – время идет, и оно безжалостно ко всему живому.
Погоди-ка, скажет мне внимательный зритель. А как автор объяснит смерть рядового Адриана Капарзо, героя Вина Дизеля в "Спасти рядового Райана"? Парень ведь совершенно очевидно истек кровью, пока отряд капитана Миллера пытался добраться до него под пулями снайпера. Всё верно, Капарзо погиб, хотя он тоже был воплощением СуперДизеля. Противоречия нет – бессмертной в случае Вечного Воителя является не телесная оболочка, а душа. В тот момент, когда бренное тело испытывает несовместимые с жизнью "перегрузки", душа прокручивает, в какой бы новый формат ей преобразиться – и для нее открыты все пути сквозь пространство и время. Так СуперДизель может переместиться, например, в 50-е, чтобы стать Стальным Гигантом или в 80-е, чтобы влиться в мафиозную семью клана Луккезе в "Признайте меня виновным".
Одно из таких "перемещений" принесло СуперДизеля в далекое будущее нашей галактики на планету Фурия, где он стал известен под именем Ричард Б. Риддик. Исходя из истории, рассказанной этим персонажем, всё население его планеты было уничтожено, а он является единственным выжившим – что же, это очень похоже на многие другие испытания, перенесенные другими "вариантами" Вечного Воителя. Более того, сюда прекрасно вписывается и Грут – один из "скачков" бессмертной души СуперДизеля забросил его в совсем уж неожиданный "жизненный сосуд". У Грута проявляются ровно те же черты, что и у других персонажей Дизеля – он, прямо скажем, очень немногословен, он сверхъестественно силен, он управляет звездолетом. Наконец – в нем есть вера!
Подведем итог. На мой взгляд, бесспорен тот факт, что герои, сыгранные Вином Дизелем во франшизах "Стражи галактики", "Риддик", "Форсаж" и "Три Икса" – являются разными воплощениями одной и той же сверхъестественной сущности, перемещающейся во времени и пространстве. Герои "Бладшота", "Последнего охотника на ведьм", "Вавилона нашей эры" и даже "Лысого няньки" легко вписываются в ту же вселенную – так или иначе, они проявляют себя одинаково, ведут себя максимально похоже, имеют совместимые способности и навыки. У меня нет никаких сомнений в том, что мы имеем дело с одним и тем же условным СуперДизелем, захватившим всё пространство творчества актера.
А теперь самое интересное. Как полагаете, знает ли Вин Дизель, что он играет одного и того же человека, просто в разных костюмах и декорациях? А может, он и является настоящим инициатором всей этой мистификации? Может Вин Дизель и есть СуперДизель, играющий сам себя? Нельзя ведь исключать такого поворота событий, что в итоге актер окажется много умнее, опытнее, хитрее, проницательнее, чем мы привыкли о нем думать. И что тогда будут чувствовать те его ненавистники, которые полагали, будто "Я есть Грут" – вершина актерского дарования Дизеля? Вот это был бы поворот. Вот это был бы номер. Я бы на это посмотрел.
Но вернемся с небес на землю. Я, разумеется, люблю пофантазировать – вы уже, скорее всего, давно это поняли. Но делюсь с вами своим пылким воображением вовсе не для того, чтобы вам было кого поливать руганью и диагнозами в комментариях – я пытаюсь подстегнуть вас посмотреть еще раз те картины, которые кажутся вам давно хорошо изученными и понятными. Пересмотрите на досуге "Риддика" еще раз. А потом "Последнего охотника". А после "Рядового Райана". А затем "Форсаж". Правда ведь, есть над чем поразмыслить. Ну, может, не всё так безумно, как я выше написал, но что-то мистическое в Вине Дизеле и его ролях есть. Как минимум, он – легенда, вокруг которого можно строить теории. Это уже дорогого стоит.
И на этом я сворачиваю свою фантазию в трубочку и заталкиваю куда подальше – мы переключаемся на другие темы, дальше всё будет по-серьезке. И обязательно будет интересно – заглядывайте на канал регулярно и не будете разочарованы. А еще лучше – ищите Киноведа в штатском в телеграме – там мимо вас не пройдет ни один свежий текст. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, приглядывайтесь к лысым молчунам, и...
Увидимся в кино!
Еще по теме: