Продолжаем повествование про танки России - от первого серийного танка “Русский Рено” до наших дней. Сегодня мы поговорим про МС-1, вторую серийную модель российского производства, расскажем о её конструкции, отличиях от “Русского Рено” и боевом пути.
История создания
Уже к 1924 году в военном ведомстве поняли - танк “Русский Рено” устарел ещё на стадии строительства. Однако заменить танк было нечем и фактически не на что - денег в казне молодого государства было мало, но развивать танковый парк было необходимо. Тогда на базе “Русского Рено” сделали пару моделей танкеток (компактных пулемётных машин), а следом - приступили к разработке собственного нового танка. Тогда же началось “противостояние” военных и финансистов - первые требовали новую машину, вторые отвечали “а таки где взять на всё деньги?”. Перед конструкторами была поставлена задача - в кратчайшие сроки разработать новую боевую машину, недорогую, но лучше “Русского Рено”.
Задание есть, а строить как? Использовать одиозные проекты, выпущенные и забытые на полках ещё в начале ХХ века? Так и они крайне недешёвые, в современном бою - навряд ли будут эффективными. Закупать танки в других странах - денег нет. По итогу было решено за основу использовать уже испробованный Renault FT. К разработке новой модели было решено приступить с пролетарским размахом - весной 1925 года даже удалось “продавить” увеличение массы танка и мощности двигателя. К сборке приступили сразу после утверждения проекта и улаживания прочих бюрократических проволочек - уже 11 июня 1927 года новый опытный танк поступил на испытательный полигон. Уже 6 июля он был принят на вооружение под индексом “МС-1” (малый танк сопровождения 1 модификации).
Конструкция
Конструктивно новый танк был очень схож с машинами “КС” - и это неудивительно, ведь строился он на базе того же Renault FT. Как и танк-прототип, он был двухместным, с расположением “пассажирского” отсека в передней, а моторного - в задней части танка.
Броневой корпус и башня
Корпус танка собирался по французской технологии Renault - на металлическом каркасе при помощи клёпки закреплялись листы гомогенной катаной стальной брони противопульного назначения толщиной от 8 до 16 мм. Причём бронирование было равнопрочным - все вертикальные поверхности были толщиной в 16 мм, дно и верхняя часть башни или корпуса танка были толщиной в 8 мм. Внутреннее убранство корпуса было переработано, благодаря чем танк стал короче своего предшественника больше чем на полметра.
Башня представляла собой “шестигранник”, образованный из приклёпанных к каркасу 16-мм стальных деталей. На крыше башни был установлен колпак, в котором проделались довольно длинные щели. Такие же щели Колпак позволял вести наблюдение на 360° и даже имел противопульное бронирование (хотя был толщиной миллиметра четыре). В лобовой детали башни размещалось 37-мм орудие, в правой от орудия башенной детали размещался спаренный 6,35-мм пулемёт. Башню поворачивать приходилось вручную, при помощи специального спинного упора. Управлять вооружением приходилось опять командиру танка, причём за один момент времени управлять либо пулемётом, либо пушкой.
Вооружение
Орудием главного калибра танка изначально должна была выступать 37-мм пушка Гочкиса (Puteaux SA 18), и на первых танках МС-1 была установлена именно она. Но с 1928 года на эти танки устанавливалась пушка Сячинтова, который модернизировал пушку Гочкиса - она получила название Гочкис-ПС. Здесь нужно сказать, что Сячинтов серьёзно доработал пушку - она стала с удлинённым стволом, дульным тормозом и кучей нововведений. Но в силу дороговизны проекта и его сложности, решили ограничиться лишь использованием старого ствола с новой механикой. Пушка размещалась на горизонтальных цапфах, а вот система наведения, позаимствованная у Renault была весьма интересной - вверх вниз ствол качался при воздействии на плечевой упор (да, эти пушки как ружьё, упирались в плечо стрелка), а в горизонтальной плоскости наводить пушку можно было поворотом башни.
В качестве вспомогательного оружия использовался спаренный 6,5 мм танковый пулемёт Фёдорова-Шпагина-Иванова, установленный в некотором подобии шаровой установки, который снаряжался из секторных магазинов по 25 патронов, вставляемых сверху. В более поздних модификациях в качестве противопехотного оружия использовался танковый пулемёт ДТ дискового заряжания.
Средства наблюдения и связи
В обычной обстановке механик-водитель вёл машину при открытом посадочном люке, а в бою люк посадки-высадки был, естественно, закрыт, а наблюдение мехвод вёл через собственный перископ или же три щели, прорезанных в “скулах” танка. В более поздних версиях мехвод получил собственный люк, со смотровой щелью, забранной стеклом. Командир вёл наблюдение из своей башенки через смотровые щели или же орудийные прицелы.
Радиосвязи танк не имел никакой и никогда - её попросту негде было размещать. Вместо этого, по морской традиции, на “командирских” танках устанавливались длинная мачта, на которой размещались флажковая сигнализация. Были попытки разместить в танках радиостанции, но в силу несовершенства самих радиостанций, а также тесноты корпуса разместить её не удалось.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки использовался четырёхрядный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения конструкции Александра Микулина. Двигатель Т-18 был сконструирован заодно с трансмиссией (сухое трение). Трансмиссия соединялась с трёхступенчатой коробкой передач.
Примечательно, что основную работу по доводке двигателя до ума проводила баронесса (!) Лили-Мария Яльмаровна Палем.
Двигатель располагался в кормовой части танка поперечно (первым в истории) что позволило существенно сократить длину корпуса. Мощность двигателя составляла 35 л.с., что позволяло танку “бегать” со скоростью до 16 километров в час по шоссе и до 7 по пересечённой местности.
Ходовая часть
Ходовая часть МС-1 состояла из семи опорных катков на каждый борт, сблокированных в четыре тележки - передняя состояла из одного катка, остальные по два). Ведущее колесо находилось сзади, с прямой передачей вращающего момента. Подвеска полужёсткая, основанная на эллиптических рессорах, скреплённых со свечной подвеской. Это практически не амортизировало неровности почвы, поэтому танк безбожно трясло, и о прицельной стрельбе в поле на ходу не приходилось мечтать.
При этом танк имел удельное давление на грунт в 400 грамм на сантиметр, что позволяло ему преодолевать и рыхлый грунт, и преодолевать подъёмы и спуски. Тем более, что для преодоления подъёмов и широких оврагов к танку можно было прикрепить своеобразный “бобровый хвост”, который служил дополнительным упором.
Боевое применение
Боевое крещение танка произошло во время конфликта на КВЖД. Из десяти танков, переданных в распоряжение Особой Дальневосточной армии, в бой “помчались” только девять, десятый раздолбали при разгрузке (разобран на запчасти). Имея мало топлива, не имея боекомплекта (некоторые танки ещё и пулемётов не имели), танки ринулись в бой. Но в боевом качестве эти танки оказались полным барахлом - патронов нема, снарядов выдали по 40 штук, топлива мало (но где-то сумели дозаправиться), опыта у танкистов тоже не оказалось (внезапно). В итоге часть танков вышла из строя, часть плутала по степям, пока не кончилось топливо, и лишь два танка участвовали непосредственно в атаке 17 ноября. Впрочем, они немного помогли - за ними укрывалась пехота, идущая в атаку, немного помогла и танковая артиллерия. На следующий день в атаку ринулись аж семь машин. Но и они не смогли ничего особо серьёзного показать - они упёрлись в противотанковый ров, до момента срытия которого не могли ничего поделать.
Однако конфликт на КВЖД продемонстрировал слабость 37-мм снаряда при работе по пехотным позициям, а солдаты все как один требовали увеличить проходимость. Отмечалась и низкая эффективность самих танковых экипажей.
Второй раз танки применили во время боёв у озера Хасан. Но тогда (1938 год, на секундочку) все Т-18 были уже буквально рассыпающимися на ходу, и из 862 машин, находившихся на тот момент на вооружении РККА, 80% уже не могли даже передвигаться. Тогда Т-18 рекомендовали использовать как стационарные огневые точки, предварительно перевооружив. Однако перевооружение затянулось, и в земле закопанные по самую башню осталось около сотни машин. Какую-никакую поддержку они оказали, в силу возможностей своих пушчонок, но разумеется, это были мизерные воздействия на противника.
Заключение
К началу ВОВ на западных границах ещё существовали МС-1, в качестве закрытых огневых точек. Часть из них всё же переоснастили 45-мм орудиями 19К (образца 1932 года). Полтора десятка принимали участие в самом крупном сражении Великой Отечественной Войны - сражении в районе Луцка-Ровно. После данных событий в документации не встречается ни одного упоминания о МС-1 в ходе войны.
Продолжение следует...
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь, ставьте лайки - впереди ещё очень много интересного!