Продолжаем цикл по библейской типологии, и подцикл по книгам Иисуса Навина и Деяний Апостольских. Интересно отметить, что почти вся седьмая глава книги Деяний посвящена вдохновенной речи Стефана. И что мы видим в этой речи? Вся история Израиля и все события Ветхого Завета (со дней Авраама), которые мы рассмотрели в этом исследовании, имеют типологическое значение для Мессии и Его тела, или Нового Израиля — его Церкви. Зачем Стефану понадобился этот долгий экскурс в историю? Он быстро повторяет старую историю и указывает на новую, типологически сходную. Стефан подводит своих слушателей к следующему выводу: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предсказавших пришествие Праведника» (ст. 52).
История Стефана и его речь как бы представляют собой рассказ о великой победе евангелия Царства, которая остается в силе, несмотря на то, что евангелист может претерпеть смерть. Это окончательная победа. И это подводит к концу историю плотского Израиля ("ваших отцов и вас") и указывает на Иисуса как на Новый Израиль.
Смерть Стефана знаменует собой новый этап в распространении Евангелия. В Деяниях 8:1 мы читаем:
«Савл же одобрял убиение его. В тот день произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по Иудее и Самарии». Более того, в ст. 4 мы также видим такое утверждение: «рассеянные ходили повсюду, проповедуя слово».
Мы являемся свидетелями распространения Евангелия за пределами Иерусалима вместе с рассеянными учениками. Этот период можно охарактеризовать также как период устроения поместных церквей и попечения о них со стороны апостолов, что отражено в Общих посланиях и в Посланиях к поместным церквам.
По мере того, как исторические параллели двух заветов идут дальше, с тринадцатой главой Иисуса Навина мы вступаем в новый период в продвижении Земли Обетованной — период расселения (а затем рассеяния) племен в разных городах завоеванных земель. Земля теперь закреплена за двенадцатью коленами. За распределением земли (из глав 13–19) последовала (из глав 20–23) забота о людях, живущих на земле, через их обучение, как это отражено в Литературе Мудрости и Пророках. Подобным образом новозаветные послания соотносятся с Евангелиями и книгой Деяний.
Выводы ОС
Жизнь Иисуса Христа типологически исполнила путешествие Израиля по Синайской пустыне - жизнь Моисея. События Нового Завета, последовавшие за смертью и воскресением Иисуса Христа, связаны с Его Церковью как Новым Израилем и представлены как исполнение ветхозаветных прообразов, найденных в книге Иисуса Навина.
Мы отметили, что писания Нового Завета по своему типологическому расположению укладываются в период, типологически соответствующий событиям книги Иисуса Навина. Интересно отметить, что в последней главе книги Иисуса Навина мы читаем слова Господа: «И Я даю вам землю, над которой вы не трудились, и города, которых вы не строили, и вы живете в них». " (24:13). Звучит так, как будто речь идет о завершившемся процессе, а на самом деле не вся земля была в руках израильтян.
Точно так же книга Деяний заканчивается ссылкой на проповедь апостола Павла в Риме. Это указывает на то, что Благая Весть буквально достигла края земли. Однако новая религия еще не была принята многими. И были еще страны, где Евангелие еще не было услышано. Поэтому и в книге Иисуса Навина, и в книге Деяний речь идет не столько о завершении процесса, сколько о предстоящем осуществлении. Это значит, что самое великое исполнение этих побед Царствия еще впереди - прямо перед нами.
И последнее на сегодня: нам легко сегодня в ретроспективе видеть эту типологическую связь между событиями ВЗ и НЗ. Писание так и говорит: "когда сбудется - увидите, поверите". Но ведь самое большое блаженство принадлежит "не видевшим, но верующим". Вот этого блаженства мы и ищем на ОС - блаженства понимания того, что происходит, и блаженстве благовестия об этом. Понимание того, что происходит, и что еще произойдет - это не механическое, не чисто математическое вычисление, иначе враги народа Божия сполна воспользовались бы этим знанием. Но понимание это есть таинство Писания, открывающееся тем же Духом, Которым было дано.