Найти тему
Открытая семинария

Семинар по Библейской типологии: Иисус Навин и Деяния Апостолов, ч. 2

Продолжаем цикл по Библейской типологии. В предыдущей публикации мы проследили соответствие истории Иисуса Навина (завоевание Обетованной земли) и истории Деяний апостолов до того момента, как слухи об Иисусе Навине и его народе (и соответственно слухи об апостолах и их народа) разлетелись по всей Земле. Тут надо еще раз уточнить, что первая модель (тип) ограничена Палестиной - сравнительно небольшой территорией. Ее исполнение и, в свою очередь, модель для последнего (эсхатологического) исполнения, пришло с апостолами и их деяниями. В данном случае география расширяется до масштабов Ойкумены - всего обитаемого Средиземноморского мира (где и жили народы, произошедшие из "потерянных десяти колен" Израилевых). Наконец, последнее, эсхатологическое исполнение (с Предтечей в роли Помазанника) охватывает весь мир. Евангелие Царства побеждает весь мир.

Видео-семинар

Но посмотрим пока хотя бы только на соответствия (удивительные!) между ветхозаветней и новозаветней историями. Следующим эпизодом как в книге Иисуса Навина, так и в книге Деяний Апостольских - это почти идентичная история с правом первой собственности (которая за Богом).

-2

Вопрос о собственности

Применительно к взятию Иерихона вопрос о трофеях решался однозначно — вся военная добыча должна была быть уничтожена, «закланна» (6:17) во имя Господа. Точно так же в книге Деяний Апостолов (но на другом уровне) должным образом рассматривается вопрос собственности и честности. «Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имение свое и имущество, и раздавали всем, в зависимости от нужды каждого» (2:44-45).

Интересно, что эти первые победы (Иерихон и Иерусалим) так остро ставили вопрос собственности. Позже, в ходе завоевания Земли Обетованной, этот принцип будет использоваться очень редко (Нав. 24:13). Напротив, Бог обогатит Свой народ. Можно сказать, что она использовалась на ранних этапах нашествия, как первые плоды. Точно так же и в Новом Завете ясно (Флп. 19; Тит 3:14 и др.), что частные владения остались нетронутыми. И вскоре вся некогда враждебная к Богу империя сделается христианской.

Ахан прячет золото
Ахан прячет золото

Грех, связанный с собственностью, и наказание за него

В книге Иисуса Навина мы читаем о грехе Ахана, который спрятал для себя часть добычи из Иерихона (гл. 7). Чудесным образом этот грех открывается Иисусу Навину (7:19). Эта история заканчивается разрушением Ахана и его дома.

Типологически соответствующим событием в книге Деяний является грех Анании и Сапфиры (5:1-11). Их грех чудесным образом открылся Петру; и Анания и Сапфира умерли. Перечитайте эти истории. По сути, это одна история.

Петр, Анания и Сапфира
Петр, Анания и Сапфира

Прославление

В книге Иисуса Навина мы читаем о великой славе Иисуса Навина и Израиля (9:1-2). Эта слава была обусловлена завоеваниями и сопровождавшими их знамениями. Точно так же мы читаем о славе Петра и других апостолов (5:11-12), которые пришли со «многими знамениями и чудесами» (стих 12).

Дальнейшее успешное путешествие

В Ветхом Завете это физическое завоевание, когда Гай был взят славой. Обратите внимание на детали рассказа: 1) открытая атака на Гая (8:11 - 13), 2) предполагаемая неудача Иисуса Навина (8:15-17), 3) и результат: взятие города, полная победа Иисуса Навина.

В книге Деяний продвижение Царства происходит в виде сражений проповеди Евангелия. Мы отметим, что произошло во время проповеди Петра: 1) открытая проповедь в Иерусалиме (5:14 - 16), 2) мнимая победа первосвященника и саддукеев (5:17 - 18), 3) и результат: апостолы продолжают проповедовать в храме (5:25, 42).

Апостол Петр исцеляет хромого
Апостол Петр исцеляет хромого

Внутренние проблемы и их решения

Следующее событие в книге Иисуса Навина — это розыгрыш гаваонитов и решение Иисуса Навина. На самом деле жители этого города не преследовали никакой коварной цели, а пытались спасти свою жизнь (9:3). С ними был заключен союз (9:14-15). Вскоре мошенничество было раскрыто. Решение принимается «на административном» уровне — жители Гаваона должны были черпать воду и рубить дрова для израильтян (9:26–27).

Соответствующее событие в книге Деяний есть спор с эллинистами о столах, или несправедливость, состоящая в пренебрежении ими при раздаче пищи. Здесь у нас есть новозаветный пример того, как Божий народ встречает новообращенных — людей из других народов. Затем последовало административное решение апостолов, и был решен вопрос о некоторых формах служения (диаконском служении), отличных от апостольского служения. Обо всем этом мы читаем в отрывке 6:1-6.

розыгрыш гаваонитов
розыгрыш гаваонитов

Еще одно большое достижение

Книга Иисуса Навина рассказывает о завоевании Иисусом Навином пяти царей амореев, разгроме их городов и окончательном завоевании южного Ханаана (десятая глава). Подобные события произошли, когда Иисус Навин разгромил полчища хананеев на севере у вод Мерома (глава 11). Эта же глава служит своего рода подведением итогов побед Израиля под предводительством Иисуса Навина (ст. 16-23).

Книга Деяний после описания избрания семи диаконов переходит к рассказу об огромном успехе одного из них — Стефана, который «сотворил великие чудеса и знамения в народе» (6:8). Его дела и речи описаны во второй половине шестой главы и во всей седьмой главе. Но о Стефане мы поговорим в одной из последующих публикаций.

-7

Представленное выше и так, надеюсь, ясно. Поэтому в Выводах особо не нуждается. Но я хотел бы призвать читателей подумать о том (и тут есть о чем), чего я не касался выше - картинки нашего будущего, тому скорому времени, когда Святая Русь, во главе с Белым царем, и цари с Востока начнут свое победоносное шествие. Я не буду тут разжевавать, но предлагаю читателям вспомнить, что нам известно из пророчеств о времени Белого царя, и как эта информация соответствует моделям книги Иисуса Навина и книги Деяний Апостольских. Ведь Святая Русь не сходит нежданно с Небес на Землю. Она, как и Царство Иисуса Навина, и как Евангелие Царства апостолов - стремительно распространяется, расширяется.. И на его пути будут трудности, проблемы... Но они будут все решены.

Видите ли, друзья, библейские пророчества - в чем-то напоминают матрешку. Есть матрешка маленькая. Она вставляется в матрешку побольше. А та, в свою очередь - в еще более большую. Но все они расписаны одним Художником, и все они изображают одно и то же. Вот, в последующих публикациях мы продолжим знакомиться с пророческой матрешкой.