Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.
❗ Профессиональной деформации психики подвергаются все люди, если у них есть определенная специализация.
💡 Руководители тут не исключение. Возможно, я расстрою многих руководителей, но … это снижение когнитивных способностей!
Право управлять дает власть! Но отнимает разум!
Наша психофизиология построена на принципе совершенствования. Чем больше вызовов человек решает тем сильнее развиваются и когнитивные способности или, проще говоря, способность к мышлению.
🙄 Руководитель, в большинстве случаев, занимается простой и однообразной работой администрирования. Плюс наличие власти дает преимущество перед подчиненными, а именно отсутствие необходимости поиска и обоснования своих решений. Этим по его указанию занимаются подчиненные.
Если руководитель сам этим занимается, то подчиненные не развиваются и способность к мышлению падает … а зачем думать и решать? Руководитель сам все решит и скажет как сделать: "Он разжует, а нам только проглотить!".
Его величество баланс!
Как не угробить руководителю себя?
📌 Во-первых, понимать и принимать для себя наличие данной профессиональной деформации. Как минимум скрытый "враг" появиться в Вашем поле зрения, а это само по себе не позволит действовать ему на Вас без Вашего ведома!
📌 Во-вторых, учиться у подчиненных! Именно учиться, а не задалбливать приставать с кучей лишних поручений в стиле "Покажи-Докажи". Учиться - это процесс взаимодействия, где руководитель параллельно с контролем участвует как наставник в процессе выполнения поставленной задачи. Он как судно "надежный источник движения", а подчиненный как парус "куда движет ветер перемен"...
📌 В-третьих, добирать сложных задач т.е. развиваться, искать новые решения и горизонты, ставить творческие задачи подчиненным и потом совместно их обсуждать на позиции равных.
Но для всего этого необходимо 👇