«Как дела в школе?» — большой вопрос. Чтобы ответить, ребёнку нужно подвести итоги дня, а детям (да и взрослым!) это сделать сложно.
Ребёнку действительно может захотеться сказать: «Мой день был настолько полон идей, занятий и дел, что я не знаю, с чего начать». Поэтому проще просто сказать: «Всё прошло нормально».
Почему важно говорить о школе
Разговор с ребёнком о школьном дне показывает, что вы интересуетесь тем, что происходит в его жизни. Этот интерес укрепляет психическое здоровье, счастье и благополучие вашего ребёнка. Это также может оказать очень положительное влияние на поведение и успеваемость вашего ребёнка. Это покажет ему, что вы цените школу и образование, а это побудит его тоже ценить их.
Совместный разговор о школе также поможет вам узнать больше о том, чего ожидают от вашего ребёнка в школе, как он учится и как справляется с трудностями. Это может помочь вам понять, когда ваш ребёнок теряет интерес к школе или у него возникают проблемы.
Когда вы знаете, как ваш ребёнок относится к школе, у вас больше шансов увидеть проблемы до того, как они станут слишком большими. Таким образом, вы сможете вместе преодолевать трудности. А разговор о школьных проблемах, таких как школьные проекты или проблемы дружбы, также является для вас отличным шансом выразить свои семейные ценности в таких вещах, как работа в команде, уважение к себе и другим, дружба, отношения, решение проблем и так далее
Стратегии разговора о школе с ребёнком
Когда ваш ребёнок придёт домой из школы во второй половине дня, он, вероятно, будет уставшим, голодным или будет думать о других вещах. Таким образом, облегчение перехода от школы или внеклассных занятий к дому может помочь вашему ребёнку почувствовать больше желания разговаривать.
Лучше всего сразу не задавать ребёнку много вопросов – это может оказаться для него утомительным. Вы можете просто дать понять ему, что вы рады его видеть, и поговорить некоторое время на абстрактные темы. Детям младшего возраста, вероятно, также понравится распаковывать свои сумки и просматривать записи, прежде чем вы спросите о школе.
Откладывание вопросов о домашнем задании на потом также может снять напряжение!
Каждый день и вечер будут разными. Даже если вашему ребёнку обычно нравится проводить с вами свой день, бывают дни, когда он не хочет разговаривать. Иногда важно уловить настроение ребёнка и выбрать подходящий момент. В некоторые дни может вообще не наступить подходящий момент, и это нормально.
Простые, позитивные и конкретные вопросы о частях дня помогут вашему ребёнку заговорить. Хорошо использовать вопросы, которые предполагают больше, чем просто ответ «да», «нет» или «хорошо». Например:
- Что-то было весёлым сегодня в школе?
- Что тебе больше всего понравилось сегодня в школе?
- Как прошёл урок после перемены?
- С кем ты больше проводил времени сегодня?
- Какие предметы ты изучал?
- Какие темы вы сейчас проходите?
Советы по разговору о школе с детьми младшего школьного возраста
- Уделите ребёнку всё своё внимание, если он хочет поговорить с вами о своём дне.
- Относитесь серьёзно ко всему, что говорит вам ребёнок. Например, вы можете сказать что-то вроде: «Это действительно интересно. Что потом произошло?» или «И как ты к этому относишься?»
- Используйте уважительную речь, когда говорите о школе и учителях с ребёнком или в его присутствии. Например: «Я понимаю, что это расстраивает, но Альбина Анатольевна — ваша учительница, и вам нужно разговаривать с ней уважительно» или «Да, это кажется несправедливым, но, возможно, ты не знаешь всей истории».
- Используйте методы активного слушания. Это поможет вам уловить чувства вашего ребёнка и понять, хочет ли он говорить.
Идеи для разговора о школе с детьми средней школы
По мере того, как ваш ребёнок достигает подросткового возраста, ему может потребоваться больше уединения и времени для себя, что может затруднить разговор о школе. Но это не конец ваших тёплых, близких отношений – просто отойдя от вас на некоторое расстояние, ваш ребёнок станет более независимой личностью.
Оставайтесь на связи
Поддержание связи с вашим ребёнком может помочь вам сбалансировать уважение к его независимости и конфиденциальности с вашей потребностью поддерживать связь с его жизнью. Это также может помочь вам уловить моменты, когда ваш ребёнок готов поговорить.
Спросите о связи между школьными занятиями и планами на будущее.
В этом возрасте ваш ребёнок может быть более открыт для разговора о связи между его учёбой и тем, чем он хочет заниматься после окончания школы.
Поэтому вместо того, чтобы спрашивать о повседневной деятельности вашего ребёнка, вы можете попытаться сосредоточиться на планах на будущее. Например: «Ты всё ещё думаешь, что после школы тебе захочется заняться веб-дизайном?»
Следите за признаками проблем
Даже если у вас обычно хорошие отношения с ребёнком, он не всегда может сказать вам, что у него тяжёлые времена. Если он расстроен или нервничает из-за обсуждения школы или отказывается отвечать на вопрос, возможно, в школе возникла проблема.
Если вы беспокоитесь, попробуйте поговорить с другими взрослыми, которые знают вашего ребёнка. Вы также можете назначить встречу с классным руководителем вашего ребёнка, чтобы поговорить о том, что происходит.
Сохраняйте спокойствие в сложных темах
Разговоры с вашим ребёнком о школе могут затронуть сложные темы. Постарайтесь сохранять спокойствие, слушайте без осуждения и сосредоточьтесь на том, что чувствует ваш ребёнок. Для вас это отличный шанс поддержать его и показать, что вы цените его честность.
Если ваш ребёнок не хочет говорить с вами на сложную тему, возможно, ему стоит помочь найти другого взрослого, с которым он мог бы поговорить. Вы можете предложить кого-то, кому он может довериться и с кем почувствует себя более комфортно, например, родственника или друга.