Найти тему
Вчера и Сегодня

2 сентября или день рождения Александра Филиппенко

2 сентября 1944 года родился Александр Георгиевич Филиппенко, народный артист Российской Федерации, человек, творчество которого является ярким примером той, уходящей актерской школы, которая принесла заслуженную мировую славу русскому театру, русскому кинематографу и русской культуре в целом.

Творческий багаж Александра Филиппенко не изобилует яркими образами героев-любовников, великих революционеров, прославленных князей, царей и полководцев – в нём есть гораздо большее! В образах, сыгранных Александром Георгиевичем, есть то, что Станиславский определял словом “Верю”.

Филиппенко Александр Георгиевич
Филиппенко Александр Георгиевич

Характеры его персонажей всегда столь многослойны, что даже не смотря на их кажущуюся “второплановость”, зритель неизбежно проникается судьбой героя, вольно или невольно угадывая историю его жизни, сочувствуя его страданиям и радостям.

в роли Кощея Бессмертного
в роли Кощея Бессмертного

Уже в том, ныне далёком 1982 году, маленькие зрители, смотрящие сказку “Там на неведомых дорожках”, приходя в справедливое негодование от коварства, подлости и жадности Кощея Бессмертного (сыгранного Филиппенко) испытывали не только желание как можно скорее найти заветную иглу. Кроме всего вышеперечисленного маленький зритель испытывал к Кощею … жалость. Играл Александр Георгиевич так ярко, что за видимыми негативными чертами Кощея чувствовалась его … недолюбленность. Ему, маленькому зрителю, простым детским чутьём, без всяких знаний психологии, логики и прочих взрослых вещей было предельно ясно, что этот Кощей, приносящий страдания людям, страдает сам не меньше, а даже больше других, просто от того, что его никто не любит. И от того, что его не полюбит никто и никогда, было безумно жалко. Для ребёнка, злобное и перекошенное лицо Кощея из ужасного, превращалось в гримасу боли. Может быть, именно такая игра актёров делала те, старые, советские сказки столь неповторимо добрыми, что невозможно забыть на всю оставшуюся жизнь, и что вряд ли кому-то удастся повторить в будущем.

в роли шута Вамбы
в роли шута Вамбы

В фильме “Баллада о доблестном рыцаре Айвенго” 1983г. Александр Георгиевич сыграл незначительную, на первый взгляд роль шута Вамбы, и именно своей игрой превратил её в роль не менее значимую, чем главные герои. Если сэр Сэдрик (отец Айвенго) был воплощением старой саксонской знати, борющейся против норманнов во главе с принцем Джоном, то шут Вамба в исполнении Филиппенко был ничем иным, как воплощением стойкости, мудрости и справедливости народа. Именно он единственный уцелел в засаде (могут умереть все герои, но народ всегда остается), именно он находит мстителя (Робин Гуда), и именно он является той силой, которая заставляет идти героев фильма на штурм неприступного замка. Делается это исподволь, как бы само-собой, как бы случайно, впрочем, как и всё, что происходит в великой истории народов. Но именно в характере Вамбы мы видим черты того, кто ни при каких обстоятельствах не боится сказать самую горькую правду знатному сословию, облекая эту правду в изумительно-шутливую одежду. Именно игра Александра Филиппенко даёт понять зрителю что перед вами не паяц! Не шут для развлечений! Перед вами – народ! Да, он такой! На первый взгляд неказистый, рассеянный, смешной и даже в каком-то смысле нелепый. Но именно он и есть главной движущей силой всего!

в роли дона Рэбы
в роли дона Рэбы

В фильме “Трудно быть богом”1989г. А. Филиппенко играет роль главного министра. Дон Рэба (главный министр), поднявшись по трупам из самых низших слоёв общества, малообразованный чиновник, в конце концов захватывает в Арканаре власть, и с помощью созданной им армии “серых” принимается убивать всех образованных людей. Даже само лишь умение читать ставится в вину этим людям. Именно игра Филиппенко, глаза его героя, интонация голоса, порывистые движения – всё свидетельствует о безмерной степени коварства, подлости, властолюбия и низости дона Рэбы. Именно игра Филиппенко ярчайшим образом демонстрирует как за гения, стратега, вождя, мудреца и учителя, общество подчас воспринимает того, кто по факту является полнейшим ничтожеством. Подчинив себе огромную массу тех, кто не может мыслить, не задаёт вопросов и не противоречит своему начальнику Рэба тем не менее … боится Румату. Боится, как боятся неизвестной силы все, кто становится на путь эксплуатации грязных и черных низменных чувств человека. Боится, потому что знает – настанет день, и эта высшая светлая сила обязательно придёт. Придёт, и каждому воздастся по заслугам его.

в роли Азазелло
в роли Азазелло

Азазелло, в исполнении Александра Георгиевича, в фильме Бортко “Мастер и Маргарита” 2005г. – воплощение бесстрастного исполнителя приговоров. Однако он не лишен человеческих черт характера и даже несколько тяготиться своей судьбой, как будто крайне неохотно выполняя порученное ему. Изредка он сетует лукаво, но, тем не менее, безупречен в своей работе, являясь орудием окончательного приговора своеобразного высшего суда. “Милый, милый Азазелло” – обращается к нему Маргарита. И ведь действительно! Азазелло действительно милый, в исполнении Филиппенко. Он, демон-убийца, видавший виды всевозможных смертей (в том числе женщин без кожи), игрой А. Филиппенко превращается в сочувствующего главным героям, который даже в самой своей невозмутимости умеет высказать поддержку. Это поистине великая игра, которую лучше было бы посмотреть самому, ибо её, как и музыку, словами передать невозможно.

Перечисленные роли, конечно, дают ничтожно малое представление о творчестве актёра, сыгравшего более ста (!) ролей и приходиться лишь сожалеть о невозможности сделать более полный экскурс, но даже та малая часть, о которой Вы читали сегодня даёт представление о таланте А.Г. Филиппенко.

“Не скажу про живых, а покойников мы бережем.” – пел когда-то В.С. Высоцкий. Традиция, согласитесь, не самая лучшая и было бы не худо от этой традиции избавляться.

Сегодня мы имеем возможность выразить свои поздравления с днём рождения великому Актёру – Александру Георгиевичу Филиппенко, пожелать ему долгих лет жизни, новых творческих успехов и всего того, чего положено, и от души хочется, желать в такой день.

Спасибо Мастер! Даже в самом отрицательном Вашем персонаже, в каждой Вашей роли, есть то, неуловимо-светлое, что заставляет нас, зрителей, вспоминать. И мы вспоминаем. Вспоминаем, что когда-то хотели делать добрые дела. Вспоминаем, что хотели строить светлое будущее, в котором нет обиды и боли. Вспоминаем, что хотели покорять новые вершины и нести людям свет. Вспоминаем, что родились мы не только для того, что бы быть потребителями. Вспоминаем что мы - люди. Спасибо за то, что Вы учите нас быть Людьми!

прочитать о 2 сентября https://dzen.ru/media/id/612df78671881c11d976a0d6/2-sentiabria-ili-nachalo-preventivnoi-voiny-612f4b47401c2c2cc30374b1