Найти тему
Святые места

Внутренний голос в человеке от Бога или от диавола? Рассуждает протоиерей Максим Первозванский

Сегодня у нас такой вопрос. Внутренний голос в человеке от Бога или от дьявола?

Важный вопрос, потому что, действительно, последние годы, десятилетия стало таким не то чтобы модным, но часто повторяемым утверждением, когда предстоят какие-то выборы, что-то сделать нужно, ты не понимаешь что-то, ты говоришь: "Слушай себя".

И вообще по жизни как жить, задают вопрос. И ответ следующий:

"Слушай себя, слушай тот самый свой внутренний голос".

Насколько это правильно, насколько вообще нужно и можно слушать этот самый внутренний голос. С одной стороны, действительно, этот голос важно слышать, точнее даже не голос, а голоса. Хотя я сейчас говорю, конечно, не про те голоса, с которыми отправляются в сумасшедший дом.

Такие ситуации, к сожалению, бывают, когда человек действительно находится в состоянии психиатрического заболевания или бесовской одержимости, когда непрерывно в голове звучат разнообразные голоса к чему-то такому человека призывающие.

Эту ситуацию мы сейчас рассматривать не будем, а рассмотрим ситуацию условного психического здоровья.

Хотя, конечно, мы все, как известно, нет здоровых людей, есть недообследованные, но вот у обычного, среднего человека, у которого действительно есть какие-то свои желания, есть какой-то свой внутренний голос, его важно понимать.

Это то, что называется на современном языке нерусским словом "рефлексия". То есть ты должен понять, что ты чувствуешь, ты должен понять, что ты хочешь. Собственно, с этого, наверное, не то чтобы начинается, но это один из первых этапов так называемой невидимой брани.

В православной аскетике это понятие утвердившееся, и очень важное, собственно, оно и является по большому счёту нервом нашей по-настоящему духовной жизни.

Есть соответствующая книга замечательная Никодима Святогорца, которая так и называется "Невидимая брань". В чём же эта "невидимая брань" собственно состоит?

Как написал Фёдор Михайлович Достоевский:

В этом мире дьявол борется с Богом, а поле битвы — сердце человека.

Вот это известная очень цитата, она на самом деле по большому счёту будет помогать нам отвечать и на этот вопрос. В нашем сердце, а именно из сердца, как сам Господь наш Иисус Христос сказал, что из сердца человека исходят помыслы, не в голове они у нас рождаются, а именно в сердце.

Я сейчас говорю о сердце не как об анатомической мышце, которой кровь перекачивает, а как о некоем душевном сосредоточии нашей душевной и духовной жизни.

Желающие более подробно с этим ознакомиться, читайте, например, Феофана Затворника у него достаточно много на эту тему есть размышлений. И у многих других авторов вот такая православная антропология про ум, про сердце, о том, как это понимает, собственно, православная аскетика и антропология, там много чего написано.

-2

Так вот, из сердца человеческого исходит, но туда же на самом деле и приходят те самые голоса, мы говорим, подчеркиваю, не про полусумасшедшее состояние, когда мы реально ощущаем или слышим какой-то голос, явным образом что-то нам говорящий. Они могут быть от Бога, это может быть наш ангел-хранитель, и они могут быть от дьявола.

И различение духов является одним из важнейших умений в духовной жизни, чтобы понять, от кого тебе пришел этот помысел. В некоторой крайности, подчеркиваю, это крайность, всё как бы не совсем так, можно считать, что вообще мы из себя очень мало чего порождаем.

Мы, собственно, являемся неким распределительным пунктом. Вот если так образно себе представить, когда к нам падают посылки из разных мест, а мы выступаем в данном случае сортировочным пунктом после картофелесборочного комбайна.

Я в свое время работал на таком сортировочном пункте в студенческом отряде, когда на большой ленте едет картошка, и твоя задача гнилую картошку, камни, землю выбирать и выбрасывать. А хорошую картошку пропускать, а дальше дырочки разного диаметра, и сначала вываливается мелкая картошка, которая идет потом куда-нибудь в посев, средняя картошка, более крупная картошка.

Вот, собственно, наша душа, она такой сортировочный пункт из себя должна представлять. Мы должны помыслы, приходящие к нам от врага, от лукавого, от бесов, отсекать. И здесь борьба с разными помыслами может быть разной. Некоторые помыслы, например, хульные и блудные вообще не нужно даже рассматривать.

Представьте себе, что по этому транспортеру едет какая-нибудь, ну, совсем гнилая картошка, от самого прикосновения к которой вы испачкаете вашу руку, и даже если она в перчатке, то и перчатка промокнет какой-нибудь гнилью. У вас есть какая-нибудь палочка или лопатка, которой вы можете отбросить эту гнилую тухлую картошку.

Или какой-нибудь опасный зверь, например, змея в комбайн была собрана и на транспортер попала. И ваша задача - не прикасаясь к ней, максимально быстро и далеко ее отбросить.

С хульными, например, и блудными помыслами, если они к нам приходят в голову, их надо отбрасывать. С некоторыми помыслами можно, не принимая их, собеседовать.

Например, это может быть помысел обиды, это может быть помысел раздражения, когда мы можем поговорить с этим помыслом и убедить себя, например, в том, как нам правильно в этой ситуации восчувствовать себя по-христиански, так как заповедует нам Евангелие.

Например, мы можем обидеться на то, что кто-то нам что-то не сделал, приняв немножечко, не принимая полностью, подчеркиваю, этот помысел, рассматривая его со следующей позиции:

"А с чего ты взял, что тебе кто-то что-то должен, если это, конечно, не по договору было прописано. А как Господь заповедовал нам поступать с нашими обидчиками"?

И вспомним, откроем Евангелие, прочитаем, где будет написано:

-3

Вспомним этот фрагмент молитвы "Отче наш" и прочитаем его, и помысел уляжется. Вот любой помысел надо таким образом, собственно, рассматривать.

Есть очень важный признак того, от кого приходит тот или иной помысел, если это не в явном виде, как я уже сказал, хульный, блудный, какой-нибудь обидный, раздражительный: какое состояние испытывает, в какое состояние приходит наша душа от получаемых, приходящих мыслей и чувств.

Мы можем интерпретировать это, даже как наш внутренний голос, как это задается автором вопроса. Если мы приходим в состояние умиротворенности, спокойствия, любви, радости, можно с уверенностью сказать, что помысел этот, скорее всего, от Бога. Если же мы начинаем бояться, нас посещает раздражение, нас посещает гнев или страх, то, скорее всего, этот помысел пришёл к нам от лукавого.

И в любом случае, когда мы увидели, заметили приходящие нам помыслы, нам необходимо сотворить молитву. Апостол Павел сказал нам, конечно, непрестанно молиться. Но мало кто из нас в реальной жизни, всё-таки, молится непрестанно.

Но один из лучших способов научиться частой молитве, один из лучших способов для мирянина научиться молитве Иисусовой, - это взаимодействовать через молитву со своими помыслами.

Приходит к вам, даже приближается, еще не пришел, но вы заметили, опыт.

Кстати говоря, опыт духовный в этой самой невидимой брани, он приводит к тому, не прям какой-то сумасшедший, монашеский, тысячелетний опыт, а вот даже небольшой опыт в борьбе и взаимодействии с помыслами приводит к тому, что мы начинаем замечать эти помыслы ещё на стадии их приближения. Не когда они уже нас завоевали, и мы находимся в страсти или в пороке, а когда они только приближаются к нам.

Мы уже на этом этапе можем начать читать молитву:

"Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного".

Раз, два, три, пять, десять раз прочитали, немножечко успокоились, умиротворились, поместили Бога в своё сердце и в эту ситуацию, и начинаете пытаться понять, что это за помысел, откуда он, к чему он ведёт, к чему он призывает, и как с ним, собственно, быть.

И Господь, я верю в это, да и вся отеческая традиция нам это подтверждает, Он по обращении к нему в молитве будет вразумлять нас, наставлять и помогать отличать помыслы, приходящие к нам от лукавого от помыслов, приходящие к нам от Бога, и анализировать те помыслы, которые порождает наша душа.

В чем разобраться, победить и выбрать, помоги нам, Господь!

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: