Начало истории:
· Шалва Амонашвили. Как я стал учителем
· Любовь великого педагога Шалвы Амонашвили — Валерия Ниорадзе
Впервые мы рассказали о концепции Гуманной Педагогики нашим коллегам в 60-е годы двадцатого столетия.
Меня сразу вызвали в Центральный комитет партии, где состоялся тяжелый для меня разговор. Ведь Советская школа — это авторитарно-силовая школа, а не гуманная. И мне пришлось слукавить, признав авторитарные методы образовательного процесса в школе тех лет гуманными. Иначе меня могли уволить и запретить быть учителем. А я этого допустить не мог!
Я видел, что происходит в школах, где я сам учился, а теперь работал. Детей как будто бы любят, но при этом ограничивают и принуждают — ставят отметки за домашнее задание, устраивают контрольные работы, вызывают родителей в школу, наказывают и порицают детей, кричат на них и могут унизить. Вот так интересно «любят» у нас в школе учеников. И дети эту «любовь» не принимают. А значит, и в ответ не испытывают любви и уважения.
Конечно, всегда были и есть по-настоящему любимые педагоги, но их единицы. В идеале должны быть взаимные уважение и любовь между учителем и учеником. Эти чувства необходимы в большом количестве и на постоянной основе. Тогда и обучение проходит успешно и в радость!
Однажды девочка на моем уроке открыла тетрадь, где все было исчерчено красными чернилами, и расплакалась: «Я не люблю математику, я ничего не понимаю. У меня все подчеркнуто красным, везде ошибки…» Мое сердце разрывается, когда дети плачут. Но я знал, что надо учиться у детей, чтобы выстраивать принципы гуманной педагогики. Поэтому я прислушался к голосу этой девочки, которая спрашивала меня: «Почему учителя всегда ищут ошибки?» Вспомнились и слова Сухомлинского: «Ведите детей от успеха к успеху, от радости к радости».
Уже на следующий день я заменил красные чернила на зеленые, работая с детскими тетрадями. И искал с тех пор не ошибки в работах учеников, а успехи. Если хоть одно слово в предложении написано правильно, если хоть один математический пример решен верно — это успех. Я подчеркиваю это зеленым: «Молодец! Я рад, я удивлен! Восхищен тобой!»
Дорогие мои учителя! Готовя план урока на следующий день, подумайте о во-о-он том мальчике из класса или о той девочке, которой надо будет сказать что-то, что заставит загореться детские глаза. Уже на уроке задавайте вопросы всему классу, а ответ ищите в каждом из учеников. Учительская работа — «штучная», адресная.
К сожалению, большинство учителей проводят уроки «для всех». Так нельзя, дорогие учителя. На одном уроке должно быть столько отдельных уроков, сколько в классе детей. Как матрешка в матрешке. Это искусство, которому вы непременно сможете научиться, но сразу оно к вам не придет. Вы можете помучиться года три — пять — восемь, пока не овладеете этим искусством. Если будете работать с каждым учеником отдельно, а не «одним махом со всеми» — это поможет открыть детям их миссию. Тоже не сразу. Ведь многие взрослые и сами еще не определились со своей миссией в жизни. Только не путайте: миссия — это не профессия! Миссия — это образ жизни: в школе, на улице, в семье.
А родителям я советую в воспитании детей придерживаться мысли: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил мне Бог. Это не моя собственность — мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».
Искренне ваш,
Шалва Амонашвили
Подписывайтесь и читайте продолжение рассказа Шалвы Александровича в следующей статье.