Найти тему

Шалва Амонашвили о том, как зародилась Гуманная Педагогика

Начало истории:
·
Шалва Амонашвили. Как я стал учителем
· Любовь великого педагога Шалвы Амонашвили — Валерия Ниорадзе

Впервые мы рассказали о концепции Гуманной Педагогики нашим коллегам в 60-е годы двадцатого столетия.

Меня сразу вызвали в Центральный комитет партии, где состоялся тяжелый для меня разговор. Ведь Советская школа — это авторитарно-силовая школа, а не гуманная. И мне пришлось слукавить, признав авторитарные методы образовательного процесса в школе тех лет гуманными. Иначе меня могли уволить и запретить быть учителем. А я этого допустить не мог!

Шалва Амонашвили
Шалва Амонашвили

Я видел, что происходит в школах, где я сам учился, а теперь работал. Детей как будто бы любят, но при этом ограничивают и принуждают — ставят отметки за домашнее задание, устраивают контрольные работы, вызывают родителей в школу, наказывают и порицают детей, кричат на них и могут унизить. Вот так интересно «любят» у нас в школе учеников. И дети эту «любовь» не принимают. А значит, и в ответ не испытывают любви и уважения.

Конечно, всегда были и есть по-настоящему любимые педагоги, но их единицы. В идеале должны быть взаимные уважение и любовь между учителем и учеником. Эти чувства необходимы в большом количестве и на постоянной основе. Тогда и обучение проходит успешно и в радость!

Однажды девочка на моем уроке открыла тетрадь, где все было исчерчено красными чернилами, и расплакалась: «Я не люблю математику, я ничего не понимаю. У меня все подчеркнуто красным, везде ошибки…» Мое сердце разрывается, когда дети плачут. Но я знал, что надо учиться у детей, чтобы выстраивать принципы гуманной педагогики. Поэтому я прислушался к голосу этой девочки, которая спрашивала меня: «Почему учителя всегда ищут ошибки?» Вспомнились и слова Сухомлинского: «Ведите детей от успеха к успеху, от радости к радости».

Уже на следующий день я заменил красные чернила на зеленые, работая с детскими тетрадями. И искал с тех пор не ошибки в работах учеников, а успехи. Если хоть одно слово в предложении написано правильно, если хоть один математический пример решен верно — это успех. Я подчеркиваю это зеленым: «Молодец! Я рад, я удивлен! Восхищен тобой!»

Шалва Амонашвили, педагог, писатель, доктор психологических наук, академик АПН СССР, академик РАО, профессор
Шалва Амонашвили, педагог, писатель, доктор психологических наук, академик АПН СССР, академик РАО, профессор

Дорогие мои учителя! Готовя план урока на следующий день, подумайте о во-о-он том мальчике из класса или о той девочке, которой надо будет сказать что-то, что заставит загореться детские глаза. Уже на уроке задавайте вопросы всему классу, а ответ ищите в каждом из учеников. Учительская работа — «штучная», адресная.

К сожалению, большинство учителей проводят уроки «для всех». Так нельзя, дорогие учителя. На одном уроке должно быть столько отдельных уроков, сколько в классе детей. Как матрешка в матрешке. Это искусство, которому вы непременно сможете научиться, но сразу оно к вам не придет. Вы можете помучиться года три — пять — восемь, пока не овладеете этим искусством. Если будете работать с каждым учеником отдельно, а не «одним махом со всеми» — это поможет открыть детям их миссию. Тоже не сразу. Ведь многие взрослые и сами еще не определились со своей миссией в жизни. Только не путайте: миссия — это не профессия! Миссия — это образ жизни: в школе, на улице, в семье.

Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили

А родителям я советую в воспитании детей придерживаться мысли: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил мне Бог. Это не моя собственность мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».

Искренне ваш,
Шалва Амонашвили

Подписывайтесь и читайте продолжение рассказа Шалвы Александровича в следующей статье.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц