Площадь Орджоникидзе всегда была главным транспортным узлом Заводского района, откуда отправлялось множество автобусных и трамвайных маршрутов.
Самый первый транспорт, проложенный из центра города сюда - трамвай. Сначала сюда провели Пролетарскую линию трамвая (нынешний маршрут №9).
А потом через построенный для этого через железнодорожные пути путепровод, вывели трамваи с улицы Чернышевского (после 1935 года - 1 и 15 маршруты).
Когда-то они вели к городской окраине. С 1919 по 1939 год - жилой участок завода комбайнов (бывший Деконский посёлок, а ныне 1-й жилучасток) был границей города.
Изначально кольцо и конечные этих маршрутов располагались между заводоуправлением и клубом СЗК - вокруг памятника Ленину. На фото - кольцо трамваев "Чернышевских" линий, вверху - тупик "Пролетарской".
Когда его перенесли на новое место (до троллейбуса или после) - вопрос дискуссионный.
В 1937-м году кольцо было ещё на прежнем месте.
На снимке 1942 года видны сразу 2 круглые клумбы - и вокруг памятника Ленину, и на месте нового кольца.
На более детальном снимке видно, что трамвайные рельсы теперь поворачивают с улицы Орджоникидзе к круглой клумбе, где новое кольцо — между фабрикой-кухней и кинотеатром "Темп" (скрыт чёрной полосой).
Когда в 1960 году сюда довели троллейбусную линию (маршрут №4), первое трамвайное кольцо вокруг памятника стало троллейбусным. На этой фотографии за троллейбусами видно трамвай, выезжающий с нового кольца.
Вот так в конце 80-х выглядело кольцо трамваев с высоты птичьего полёта (кликабельно).
Со стороны же пролетарского посёлка появилось новое кольцо, где оборачивались трамваи, которые от площади разъезжались по посёлкам Заводского района.
Сегодня из пяти трамвайных маршрутов здесь осталось лишь три.
Это действующее кольцо, на котором разворачиваются маршруты 2 и 7, которые держат путь на проспект Энтузиастов, и 8 маршрут, который едет в Комсомольский посёлок.
Все они развозят людей из центра Заводского района на окраины. Кольцо трамваев 1 и 15 маршрутов, которые связывали Заводской район с центром города, располагалось ближе к улице Энтузиастов. Их путь пролегал по оживлённым улицам Чернышевского, Чапаева, Кутякова. Конечной 15-го маршрута был железнодорожный вокзал, а конечной 1-го маршрута была "Волга" - он немного не доезжал до улицы Чернышевского (в конце 80-х был сокращён до кольца на Радищева).
1 и 15 маршруты были закрыты относительно недавно - в 1997 году. Но не все сейчас вспомнят, где было расположено кольцо 1 и 15 трамваев. Давайте взглянем на топографическую схему конца 1980-х.
То же самое место сейчас. Обратите внимание как застроили за 20 лет саму площадь, которую теперь площадью назвать язык не повернётся. Нынешнее название скорее топографический атавизм.
10 лет назад, в 2013 году очертания кольца было ещё видно сверху, но уже видно что на него "наступает" строящийся дом.
А в 2004 году кольцо ещё было на месте.
В 2009 году мы видим, что на бывшее кольцо прямо в центр проложен тупиковый путь.
Да, теперь по направлению к бывшему кольцу идёт смотровой путь с ямой.
Ещё и смотровая вышка.
Но очертания бывшего кольца ещё можно обнаружить! Видите как растут деревья (на спутниковом снимке 2013 года выше это тоже было видно).
Видите как проложен асфальт! Это тротуар посадочной вокруг кольца. Вдоль линии стоял этот газетный киоск.
Ну и самый главный артефакт! Обнаружились старые шпалы!
Они упираются в ворота очередной стройплощадки (2013 год).
Дом этот строился на месте диспетчерской, которую снесли ради многоэтажки. Взамен СГЭТ получил помещения для диспетчерской на 1 этаже многоэтажного дома, старое кольцо пришлось закрыть, а существующему трамвайному кольцу пришлось менять форму.
Последние трамваи по кольцу 1-15 маршрутов проехали в 2007 году. Последние годы оно использовалось как конечная 8-го трамвайного маршрута.
Вот видите - старое, ещё работающее кольцо, как раз за трамваем.
В материале использованы фотографии сайта СТТС и фотографии старого Саратова