Снова рад приветствовать вас мои дорогие читатели на канале «Заповѣдная магистраль»!
Работа на отрешённых малодеятельных заповедных дорогах накладывает свою особенную специфику на повседневные трудовые будни локомотивных бригад. Об этом я подробно рассказывал в своём выступлении в Москве на крупной интерактивной выставке «Москва 2030».
Из-за того, что расходы на содержание инфраструктуры были сильно сокращены, а штат службы пути ограничен, полоса отвода, примыкающая к железной дороге, часто находится в неудовлетворительном состоянии.
Старые деревья растут очень близко к железнодорожным путям, и после каждого сильного ветра или урагана есть высокая вероятность того, что на пути возникнет неожиданное препятствие. Поскольку дорога малодеятельная и поездов по ней бежит немного, вероятность столкнуться с препятствием во время рабочей поездки очень велика.
Например, ночью прошёл ураган, когда в тёмное время суток на дороге не было движения. Утром назначена явка под пригородный поезд, который идёт, например, из Великих Лук в Осташков. На предрейсовый инструктаж вынесена информация о сохранении усиления ветра в определённых районах или даже штормовое предупреждение. В этом случае вероятность того, что именно нашему поезду встретится упавшее на путь дерево, приближается к 100%.
Очень хорошо, что на таких дорогах максимально разрешённая скорость невысока — примерно 50–60 км/ч, а местами даже 40 км/ч. Это позволяет вовремя заметить упавшее на пути дерево и остановиться, используя служебное, а не экстренное торможение.
Однако ситуация резко меняется, когда дерево оказывается не на прямом участке дороги с хорошей видимостью, а на участке с ограниченной видимостью, в кривой. В таком случае машинисту нужно быть особенно предельно осторожным и внимательным, чтобы избежать столкновения.
Даже при скорости всего 40 км/ч есть все шансы влететь в лежащее на пути дерево и протаранить его. Очень сильно повезёт, если это окажется сухостой, упавший на путь всего лишь самой макушкой.
В противном же случае всё может закончится гораздо хуже. Всё зависит от многих факторов: первоначальной скорости движения поезда в момент начала торможения и в момент столкновения, применяемого вида торможения (служебное или экстренное), какого размера лежит дерево, сухое или нет, одно или несколько и прочего.
«А что такого может серьёзного случится, если просто протаранить на скорости упавшее дерево?»
Спросил меня однажды один знакомый. И в самом деле, чего такого страшного произойдёт, если на скорости влететь в дерево тепловозом, к примеру на ТЭП70?
Огромный пассажирский магистральный тепловоз серии ТЭП70 массой около 130 тонн, возможно даже с составом поезда, обладает высокой кинетической энергией. В теории он должен легко разнести любое дерево в щепки, если скорость была 60 км/ч или выше. Но это только в теории.
Однако, как опытный машинист, я могу заверить вас, что делать этого ни в коем случае нельзя. Никто не знает, как именно попадётся дерево на пути, какого оно размера и как будет расположено на пути относительно тепловоза. Возможно, тепловоз и не сойдёт с рельсов, но его довольно хрупкое оборудование точно пострадает. Поэтому всегда нужно стараться остановиться, не допустив столкновения с деревом.
В первую очередь можно очень легко разбить буферные фонари, лобовые окна, а если дерево лежит стволом повыше, то и прожектор. А как без него потом продолжить движение в тёмное время суток?
Если дерево не лежит на пути, а только перекрыло его, свисая над верхним габаритом подвижного состава, то есть все шансы сломать на крыше антенну поездной радиосвязи. А лившись антенны невозможно будет связаться с поездным диспетчером или дежурной ближайшей станции, чтобы доложить о возможной остановке на перегоне или запросить помощь.
Повредить можно абсолютно всё в той или иной степени. Концевые краны и даже мощную автосцепку. Концевые краны могут элементарно просто открыться, а трубопроводы за ними запросто повредиться. Произойдёт сильная утечка воздуха из питательной или тормозной магистрали, возможно, такая, что компрессор не сможет откачать состав и тогда дальнейшее движение поезда будет просто невозможным.
Массивный метельник (путеочиститель) и тот можно погнуть или отломать вообще. И тогда не избежать будет возни с этой железкой массой в 300 кг, не меньше. А как это сделать вдвоём, машинисту и его помощнику? Тот ещё вопрос.
Приёмные катушки АЛСН за метельником также можно повредить и тогда не будут приниматься и передаваться коды из рельсовой цепи на локомотивный светофор.
Поэтому лучше не лихачить. А по возможности пытаться остановиться, повторюсь снова, прибегая в том числе и к экстренному торможению.
Если дерево небольшое, то можно попытаться убрать его с пути самостоятельно.
В пассажирском поезде бывает следует сопровождение с бензопилой. А если дерево достаточно массивное и нет сопровождения, то придётся запрашивать через диспетчера или через дежурного по станции помощь у путейцев с ближайшей станции.
Те всегда придут на помощь и выручат относительно быстро, если имеются подъезды к линии, ведь железнодорожный путь и полоса отвода — это их зона профессиональной ответственности.