Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Почему идея сбить тепловозом дерево, упавшее на железнодорожный путь, вместо того чтобы его убрать, очень плохая?

Снова рад приветствовать вас мои дорогие читатели на канале «Заповѣдная магистраль»!

Работа на отрешённых малодеятельных заповедных дорогах накладывает свою особенную специфику на повседневные трудовые будни локомотивных бригад. Об этом я подробно рассказывал в своём выступлении в Москве на крупной интерактивной выставке «Москва 2030».

Из-за того, что расходы на содержание инфраструктуры были сильно сокращены, а штат службы пути ограничен, полоса отвода, примыкающая к железной дороге, часто находится в неудовлетворительном состоянии.

Старые деревья растут очень близко к железнодорожным путям, и после каждого сильного ветра или урагана есть высокая вероятность того, что на пути возникнет неожиданное препятствие. Поскольку дорога малодеятельная и поездов по ней бежит немного, вероятность столкнуться с препятствием во время рабочей поездки очень велика.

Например, ночью прошёл ураган, когда в тёмное время суток на дороге не было движения. Утром назначена явка под пригородный поезд, который идёт, например, из Великих Лук в Осташков. На предрейсовый инструктаж вынесена информация о сохранении усиления ветра в определённых районах или даже штормовое предупреждение. В этом случае вероятность того, что именно нашему поезду встретится упавшее на путь дерево, приближается к 100%.

Незапланированная остановка на перегоне. Самостоятельно убрать такое дерево невозможно
Незапланированная остановка на перегоне. Самостоятельно убрать такое дерево невозможно

Очень хорошо, что на таких дорогах максимально разрешённая скорость невысока — примерно 50–60 км/ч, а местами даже 40 км/ч. Это позволяет вовремя заметить упавшее на пути дерево и остановиться, используя служебное, а не экстренное торможение.

Однако ситуация резко меняется, когда дерево оказывается не на прямом участке дороги с хорошей видимостью, а на участке с ограниченной видимостью, в кривой. В таком случае машинисту нужно быть особенно предельно осторожным и внимательным, чтобы избежать столкновения.

Участок с ограниченной видимостью. Перегон Андреаполь-Торопец, заповедная Бологое-Полоцкая дорога. Настоящий русский зимний путь
Участок с ограниченной видимостью. Перегон Андреаполь-Торопец, заповедная Бологое-Полоцкая дорога. Настоящий русский зимний путь

Даже при скорости всего 40 км/ч есть все шансы влететь в лежащее на пути дерево и протаранить его. Очень сильно повезёт, если это окажется сухостой, упавший на путь всего лишь самой макушкой.

Здесь повезло. Сухое дерево, упавшее на путь в кривой, лежало на пути только своей макушкой и поэтому легко сломалось. Приводим габарит в норму и едем дальше без последствий
Здесь повезло. Сухое дерево, упавшее на путь в кривой, лежало на пути только своей макушкой и поэтому легко сломалось. Приводим габарит в норму и едем дальше без последствий

В противном же случае всё может закончится гораздо хуже. Всё зависит от многих факторов: первоначальной скорости движения поезда в момент начала торможения и в момент столкновения, применяемого вида торможения (служебное или экстренное), какого размера лежит дерево, сухое или нет, одно или несколько и прочего.

«А что такого может серьёзного случится, если просто протаранить на скорости упавшее дерево?»

Спросил меня однажды один знакомый. И в самом деле, чего такого страшного произойдёт, если на скорости влететь в дерево тепловозом, к примеру на ТЭП70?

Огромная сухая ель рухнула на путь после сильного ветра, который бушевал здесь всю ночь
Огромная сухая ель рухнула на путь после сильного ветра, который бушевал здесь всю ночь

Огромный пассажирский магистральный тепловоз серии ТЭП70 массой около 130 тонн, возможно даже с составом поезда, обладает высокой кинетической энергией. В теории он должен легко разнести любое дерево в щепки, если скорость была 60 км/ч или выше. Но это только в теории.

-6

Однако, как опытный машинист, я могу заверить вас, что делать этого ни в коем случае нельзя. Никто не знает, как именно попадётся дерево на пути, какого оно размера и как будет расположено на пути относительно тепловоза. Возможно, тепловоз и не сойдёт с рельсов, но его довольно хрупкое оборудование точно пострадает. Поэтому всегда нужно стараться остановиться, не допустив столкновения с деревом.

-7

В первую очередь можно очень легко разбить буферные фонари, лобовые окна, а если дерево лежит стволом повыше, то и прожектор. А как без него потом продолжить движение в тёмное время суток?

Стекло — вещь хрупкая
Стекло — вещь хрупкая

Если дерево не лежит на пути, а только перекрыло его, свисая над верхним габаритом подвижного состава, то есть все шансы сломать на крыше антенну поездной радиосвязи. А лившись антенны невозможно будет связаться с поездным диспетчером или дежурной ближайшей станции, чтобы доложить о возможной остановке на перегоне или запросить помощь.

Антенны радиосвязи на крыше тепловоза серии ТЭП70: слева КВ диапазона, справа УКВ
Антенны радиосвязи на крыше тепловоза серии ТЭП70: слева КВ диапазона, справа УКВ

Повредить можно абсолютно всё в той или иной степени. Концевые краны и даже мощную автосцепку. Концевые краны могут элементарно просто открыться, а трубопроводы за ними запросто повредиться. Произойдёт сильная утечка воздуха из питательной или тормозной магистрали, возможно, такая, что компрессор не сможет откачать состав и тогда дальнейшее движение поезда будет просто невозможным.

-10

Массивный метельник (путеочиститель) и тот можно погнуть или отломать вообще. И тогда не избежать будет возни с этой железкой массой в 300 кг, не меньше. А как это сделать вдвоём, машинисту и его помощнику? Тот ещё вопрос.

Оторванный в результате столкновения с деревом метельник от магистрального грузового тепловоза серии 2ТЭ116
Оторванный в результате столкновения с деревом метельник от магистрального грузового тепловоза серии 2ТЭ116

Приёмные катушки АЛСН за метельником также можно повредить и тогда не будут приниматься и передаваться коды из рельсовой цепи на локомотивный светофор.

-12

Поэтому лучше не лихачить. А по возможности пытаться остановиться, повторюсь снова, прибегая в том числе и к экстренному торможению.

Лесной котик. Вышел к нам из неоткуда прямо посреди перегона Пено-Осташков. Откуда он здесь взялся и что делал?
Лесной котик. Вышел к нам из неоткуда прямо посреди перегона Пено-Осташков. Откуда он здесь взялся и что делал?

Если дерево небольшое, то можно попытаться убрать его с пути самостоятельно.

Даже относительно небольшое дерево на пути не стоит таранить. Последствия могут быть непредсказуемыми
Даже относительно небольшое дерево на пути не стоит таранить. Последствия могут быть непредсказуемыми

В пассажирском поезде бывает следует сопровождение с бензопилой. А если дерево достаточно массивное и нет сопровождения, то придётся запрашивать через диспетчера или через дежурного по станции помощь у путейцев с ближайшей станции.

-15

Те всегда придут на помощь и выручат относительно быстро, если имеются подъезды к линии, ведь железнодорожный путь и полоса отвода — это их зона профессиональной ответственности.

-16