Найти в Дзене
Роман  Дудин

Про войну и немножко аналитику

Во время войны сообщать о своих потерях считается неправильным. Видимо, дело в том, что на общество это действует отягощающее и снижает боевой дух, но только вот как-то напрямую это объяснять тоже как-то не очень – а то ведь тогда это может звучать, как «мы просто не хотим вас расстраивать, но на самом деле всё хуже, чем вам кажется…». Проще сказать, что это затем, что нечего, мол, близких преждевременно травмировать. Но только вот бывает (и нередко), что о гражданских потерях, нанесённых врагом, сообщают, и с подчёркиваемым возмущением «Вот смотрите все, что они сотворили!», а о военных тишина. В сводках новостей это будет примерно так: «Мы нанесли удар по врагу – у него такие-то потери в войске, враг нанёс удар – погибло столько-то гражданских…». Возникает вопрос: а почему? У гражданских тоже, может, родственники есть – почему их можно расстраивать? А здесь, видимо, уже подразумевается ответ, что дело всё-таки в стимулировании воли общества к борьбе (ну т.е. «мы не хотим вас расстраивать, но на самом деле…»), а значит, «точнее дело на в том, что… а, в общем, долго объяснять, просто так надо, и поверьте, что так лучше!»

Ещё разум может задать вопрос: а почему тогда наши бравые вояки никак не спешат этого врага выбить оттуда, откуда он достаёт наших гражданских – ведь он же ни на что не способен, кроме гражданских убивать? А потому, «…что всё же не так просто всё, и надо всё-таки понимать, что мы не сообщаем о потерях не потому, что их нет, и они, конечно, есть, но всё равно взять себя в руки и не падать духом, а продолжать напрягать свою волю к борьбе и верить в победу! Ну а те, кому только радостные вести подавай, пусть просто лучше вообще не задаются никакими вопросами, а радуются сообщениям об одних только вражеских потерях». Как-то так, что ли…

Проблема в том, что если о своих боевых потерях не сообщается, то и о потерях противника мало смысла остаётся говорить – что даст информация о том, что противник потерял столько-то, если нет инфы о том, какой ценой это было достигнуто? Сколько потеряли свои: больше, меньше – как ориентироваться, побеждаем или проигрываем? Ведь всё познаётся в сравнении, а если сравнивать не с чем, то и понять невозможно, радоваться или расстраиваться. И как быть ярому патриоту, всей душой болеющему за своих и хотящему радоваться каждому успеху? Отучаться от потребности обязательно переживать за каждую новость? Тоже не дело получается (с точки зрения той же системы), а значит… остаётся приучаться как-то испытывать эмоции… без сопоставления.

Не надо анализировать, правильно ли радоваться здесь или нет – просто испытывай эмоции от получаемой информации напрямую, с минимальной обработкой. Проблема только в том, что если что-то не используется, то оно обычно сокращается. И как у космонавта, например, слишком долго зависающего на орбите, теряется в невесомости форма мышц (приходится устраивать искусственные тренировки), так и человека, мозг которого приучается не анализировать должным образом каждую новость (а это гораздо легче, чем приучать себя анализировать), он тоже постепенно сдаёт свои позиции на соответствующем фронте.

Впрочем, кто сказал, что это для всех плохо? Для людей, умеющих анализировать, в принципе, понятно, что есть такие институты власти, которые не любят способности хорошо анализировать в подвластных людях. Им хочется, наоборот, чтобы те были как можно проще и беспомощней в этом области. Так легче ими управлять (особенно, если нужно, чтобы люди делали одно, а думали другое), и на войны посылать легче, опять же. Так зачем им думать о сохранении способности людей всё анализировать? А значит, им выгодно и такое воздействие войны на человеческое сознание, а значит, получается, и ещё одна причина в пользу войны ради своей выгоды. Логично?