Продолжим исследовать глубины кольчужной брони вместе с Мартайном Вейнхофеном и его работой European mail armour, фундаментальным трудом о кольчужных доспехах. Сегодня мы откроем первую часть его главы о поддоспешной одежде и попробуем разобраться в аргументах касательно её наличия в античности. Особая благодарность Сергею Симунину за предоставленную монографию.
И во-первых, названные жаки должны иметь тридцать или, по крайней мере, двадцать пять слоев ткани и оленью шкуру, и те, что из тридцати слоев с оленьей шкурой, считать лучшими. Ткань, которая была изношена и сделалась мягкой, лучше всего подходит для этой цели, и эти жаки должны быть сделаны в четыре четверти. Рукава должны быть такими же крепкими, как и тело... Таким образом, владелец будет как бы свободно парить в своей куртке; ибо никогда не было такого, чтобы полдюжины человек были убиты уколами или стрелами в таких жаках, особенно если это были войска, привыкшие сражаться.
Ордонанс Людовика XI
1. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ГИБКОЙ БРОНИ
Одной из основных причин того, что кольчуга оставалась очень популярным типом защитного вооружения на протяжении веков, вероятно, является то, что благодаря своей гибкости она обеспечивает надлежащую защиту, позволяя владельцу свободно двигаться. Она обеспечивает отличную защиту от рубящих и режущих ударов и достаточно эффективна против колющих ударов, он не может полностью отразить особо сильные уколы и метательные снаряды высокой скорости. Точно так же она обеспечивает слабую защиту от ударов дробящим оружием, в отличие от пластинчатой или сегментированной брони, которая способна перенаправлять силу удара на большую площадь. Короче говоря, кольчуга способна противостоять режущему действию меча, но она не защитит владельца от силы удара, который все еще может нанести значительный ущерб, например, переломы костей.
По этой причине в Средние века кольчуга никогда не была самостоятельным доспехом, а дополнялась стеганой одеждой, которую носили под ней (рис. 1). Набивка обеспечивает дополнительный слой защиты, обеспечивая как сопротивление, так и большую глубину для предотвращения проникновения колющих ударов и снарядов, а также значительно снижает риск получения травмы от удара тупым предметом, поскольку поглощает большую часть энергии удара. Кроме того, набивка делала кольчужные доспехи более удобными для ношения, обеспечивая защиту от защемления и натирания кожи при движении. Это также помогает распределить часть веса кольчуги, которая в основном приходилась на плечи и бедра. Наконец, стеганая одежда защищала повседневную одежду от постоянного трения о металлическую броню.
Средневековая кольчуга и другие виды доспехов всегда носились вместе с какой-либо мягкой поддоспешной одеждой. Существовало великое множество ее разновидностей, с такими названиями, как гамбезон, акетон, жюпон, жак-пойнт с подкладкой, ламбрекин и арминг дублет. Мягкая или стеганая броня могла использоваться даже сама по себе, обеспечивая более дешевую и эффективную альтернативу металлической броне. Хотя письменные и иконографические источники предполагают, что стеганые доспехи широко использовались в Средние века, фактически до наших дней дошло лишь несколько экземпляров. Сведения из текстов и сохранившиеся образцы указывают на то, что средневековая стеганая одежда изготавливалась двумя основными способами. Первый состоял из нескольких слоев ткани, иногда их число доходило до тридцати слоев, состеганых вместе. Цитата в начале этой главы из Ордонансов Людовика XI дает хорошее описание этой стеганой многослойной одежды. Второй вариант такой одежды включал два слоя ткани, наполненных мягким материалом, таким как шерсть, фрагменты ткани, хлопок, лен или шерсть животных, которые затем простегивались. Этот метод, например, описан Домиником Манчини при описании лучников Ричарда III в 1483 году:
Они не носят металлических доспехов ни на груди, ни на какой-либо другой части тела, за исключением лучших солдат, у которых есть нагрудники и доспехи. Действительно, простые солдаты имеют более удобные туники, которые достигают длины ниже таза и набиты паклей или другим материалом. Говорят, что чем мягче туники, тем лучше они выдерживают удары стрел и мечей, а кроме того, летом они легче, а зимой теплее, чем броня из железа.
De occupacione regni Angle per Riccardum tercium.
Основываясь на средневековых письменных источниках и иконографии, исследования средневековых доспехов обычно указывают на XII век нашей эры как на самую раннюю дату появление мягкого поддоспешного одеяния, хотя допускается, что возможна и более ранняя дата. Тем не менее, принимая во внимание многочисленные преимущества использования стеганой одежды под кольчугой, мы можем предположить, что эта практика существовала и в античности. Более того, в античности уже существовала давняя традиция текстильных доспехов: например, льняные кирасы, известные как линоторакс, которые представляли собой тип бочкообразной кирасы с наплечниками, которую носили на большей части Средиземноморья от архаического до эллинистического периодов (рис. 2). Базовый дизайн ранней кольчуги был даже основан на образе бочкообразной кирасы и наплечниками. Корнелий Непус поминает льняные кирасы даже в I веке до нашей эры, спустя много веков после того, как они вышли из моды, и приписывает их появление в арсенале греческих воинов афинскому полководцу Ификрату в IV веке до нашей эры. Комментарий Корнелия Непа свидетельствует, что римляне знали об этих доспехах.
То, что римляне хорошо понимали защитные свойства льняной ткани, становится ясно, когда Плиний Старший, обсуждая свойства различных видов льна, упоминает, что лен из Кумы способен «отвернуть лезвие стального ножа». Солдаты обращались к мягкой броне для дополнительной защиты, когда это было необходимо, как о чем упоминает Цезарь в сообщениях о Гражданской войне:
... на них напал великий страх перед стрелами, и, чтобы избежать ранения от снарядов почти все солдаты сделали себе куртки или другие средства защиты из войлока, стеганого одеяла или шкур, чтобы защитить себя от оружия.
Commentarii de bello civili 3.44
Однако отчет Цезаря намекает на временный характер этого решения против внезапной угрозы, а не на стандартное использование текстильной защитной одежды.
Хотя эти примеры не являются доказательством существования подбитой одежды под кольчугой, они демонстрируют, что концепция текстильных доспехов прочно утвердилась в еще древности. Не легко найти археологические свидетельства подобному, поскольку стеганая одежда из органического, поддающегося разложению материала плохо сохраняется, о чем свидетельствуют очень немногие уцелевшие образцы, дошедшие из позднего средневековья. Но если мы объединим различные источники информации, в том числе археологические, текстовые, иконографические и экспериментальные, то получившийся результат позволит нам предполагать существование в древности некоего набитого поддоспешного одеяния. Это привело нескольких ученых к выводу, что использование мягкой одежды под металлическими доспехами было хорошо известно в римский период, опровергая идею о том, что мягкая поддоспешная одежда, которую носили под металлическими доспехами, появилась не ранее XII века нашей эры.
2. ГИМАТИЙ, ТОРАКОМАХ, СУБАРМАЛИС И КИММЕРИЙСКАЯ ТУНИКА
Наиболее убедительные свидетельства существования стеганого поддоспешника в античности встречаются в письменных источниках. В частности, относительно неизвестные и несколько более поздние византийские военные трактаты стратегии (Peri Strategias, IX век н.э., анонимный автор) дают подробное описание такого предмета снаряжения солдата:
Их (доспехи) следует носить не прямо поверх обычной одежды, как это делают некоторые, чтобы уменьшить вес доспехов, а поверх одежды толщиной не менее пальца (примерно 1,95 см по византийской системе мер). На это есть две причины. Там, где он соприкасается с телом, твердый металл не будет его натирать, а вместо этого станет комфортно прилегать к телу, а кроме того, будет держаться подальше от плоти.
Через несколько строк он завершает свою мысль:
Чтобы грубый материал не натирал кожу, под доспехи следует надевать стеганые одежды, как мы рекомендовали для железных нагрудников и других предметов [вооружения]. Толщина ткани также затрудняет проникновение острия оружия или, по крайней мере, глубокое его проникновение в тело.
Peri Strategias 16.20-27, 59-63.
Анонимный автор называет эту одежду гиматием, что в древнегреческом языке также применялось к тяжелой драпированной гражданской одежде, которая исполняла роль плаща. Из контекста становится ясно, что гиматион здесь следует понимать как стеганую одежду. Более ранние источники VI века также упоминают гиматий в военном контексте. Примечательно, что Маврикий в своем «Стратегиконе» подчеркивает, что кавалерист должен иметь широкий и полный гиматий, скроенный по аварскому образцу и сделанный из льна, козьей шерсти или грубой шерсти. В последних двух примерах неясно, следует ли интерпретировать гиматий как предмет одежды или как некий тип подбитого доспеха, но последнее весьма вероятно.
De rebus bellicis — еще одно анонимное произведение, которое дает прямое указание на набитую одежду. Это наставление вероятно датируется IV веком нашей эры и посвящено множеству боевых машин, которые, по крайней мере согласно автору, использовались римской армией того времени. Многие из хитроумных приспособлений, описанных в трактате, являются скорее воображаемыми, чем реальными, что делает De rebus bellicus несколько ненадежным источником. Тем не менее описание необходимости и применения подбитой одежды хорошо соответствует как современным представлениям, как и средневековым источникам, описывающим цель и смысл ношения поддоспешной одежды, что придает достоверность утверждениям по этому конкретному вопросу. Писатель использует греческое название thoracomachus для обозначения этого предмета вооружения, и говорит следующее:
Древние, среди многих вещей, которые они изобрели в своей предусмотрительности и для своего процветания, также предписывали носить торакомахус, чтобы облегчить вес и трение от доспехов, он удивительно полезен для защиты тела. Этот тип одежды изготовлен из толстого шерстяного полотна (т.е. войлока) и делается по размерам и для защиты верхней части человеческого тела. Разумно предполагается, что когда такую одежду надевают под доспехи, то будь то lorica или clibanus, или что-либо подобное им, не может своей грубой поверхностью и большим весом натирать члены владельца. И так солтаты могут лучше выполнять свою работу среди трудностей войны и холодной погоды. Так же, чтобы торакомахус не вызывал проблем, набирая большой вес из-за намокания под дождем или от нахождения в воде, будет необходимо надеть поверх него накидку, сделанную из просто выделанной ливийской шкуры, сделанной по той же форме, что и сам торакомахус. Итак, когда, как мы сказали, солдат надел этот торакомахус (перенявший имя от греческого слова, означающего, что он защищает тело), а также надел свои socci, то есть, обувь, и железные поножи и шлем на голову, на бок прикрепил меч, а в руки взял щит, и копье и дротики, так он будет во всеоружии, чтобы вступить в бой пешим.
De rebus bellicis, 15.1-2.
Между прочим, этот автор упоминает, что торакомахус изготавливался из войлока. Применение войлока неизвестно в средневековых стеганых предметах одежды, но его пластические свойства делают войлок хорошо подходящим для набивки одежды. Например, вышеупомянутая цитата Цезаря указывает на то, что одним из различных материалов, используемых для изготовления стеганых курток, был именно войлок. Кроме того, Плиний Старший упоминает войлок как средство защиты тела: «Из валяной шерсти делают одежду, а если добавить к ней уксус, то она выдерживает даже сталь, более того, даже огонь» (Naturalis historia, 8.73.193). Каким образом уксус должен был повысить защитные свойства войлока, остается неясным и может считается простым суеверием. Тем не менее, современное изготовление войлока иногда действительно применяют уксус чтобы улучшить его качества после валки. Мыло, применяемое для облегчения валяния в щелочной среде, нарушает значение pH. А замачивание войлока в ванне с водой, смешанной с уксусом, действительно позволяет сделать значение pH нейтральным и сделать войлок более долговечный.
De rebus bellicis также содержит иллюстрацию торакомахуса и описанной накидки из ливийской кожи. В средневековых версиях мансукрипта они выглядят как простые Т-образные туники. В печатных версиях XV-го века они изображены были стегаными (рис. 3).Вполне вероятно, что иллюстратор более поздней версии предложил свое собственное понимание мягкой поддоспешной одежды, которая в XV веке была бы стеганой. Точно так же солдат на иллюстрации носит типичную для того времени куртку с дополнительными пышными рукавами.
Более ранние свидетельства возможного использования подбитого поддоспешного снаряжения можно найти в случае повседневной военной переписки, найденной на табличке, написанной чернилами в Карлайле, в начале II-го века нашей эры (Carlisle tablet H476, inv. No. 14). Ее автор, декурион по имени Докилий (Docilis) пишет префекту о том, что копейщикам в его але (отряде), не хватает копий и части вооружения. Среди них он неоднократно упоминает subarmalis (sub означает под, и arma - вооружение), что, вероятно, является своего рода подкладкой, надеваемой под доспехи. Иногда он говорит о меньших субармейцах, предполагая, что могло существовать несколько типов такой одежды. Боле короткий поддоспешник мог бы хорошо подойти копейщикам, упомянутые в письме, которые были, вероятно, всадниками. Примечательно, что в Докилий постоянно упоминает пары subarmalis, что может указывать на то, что их носили слоями. Можно предположить, что De rebus bellicis дает ключ к пониманию того, как компоновались эти слои, которые могли состоять из толстой поддоспешной одежды, которую носили вместе с отдельным верхним слоем, который защищал бы доспехи и поддоспешник от дождя и влаги.
В других документах также упоминаются субармалисы. Табличка из военного форта Виндоланда, датированная синхронно с табличкой из Карлайла, содержит список запасов одежды, среди которых упомянут и subarmalo (Vindolanda tablet 2.184, строка 3.8). Этот термин также трижды появляется в гораздо более поздней работе Scriptores Historiae Augustae, вероятно, IV-го века нашей эры. В ней говорится, например, что, когда Септимий Север вошел в Рим, он приказал преторианцам выйти и встретить его одетым только в subarmalis (Scriptores Historiae Augustae, Aeli spartiani Severus, 6.11). Другое сообщение также указывало на то, что субармалис был типом одежды, которую, вероятно, носили под доспехами и использовался по крайней мере на протяжении нескольких столетий, потому что еще в V веке Марциан Капелла все еще применяет его в военной терминологии для описания фигуры риторики (De nuptiis Philologiae et Mercuri, 5.425). Длительное использование и частота появления этого термина в литературе могут свидетельствовать о том, что ношение поддоспешников было широко распространено в римской армии.
Другой намек на мягкие доспехи можно найти в «Тактике» Арриана первой половины II в. н.э. (Tactica, 34.6). Там он описывает снаряжение римской кавалерии во время конных игр, или hyppika gymnsia, которые проходили на плацах и состояли из сложных маневров и упражнений, которые проверяли навыки всадников в обращении с оружием, таким как копья и дротики, во время верховой езды. Хотя использовалось только тренировочное оружие, бросок и дополнительный импульс лошади могли придать удару даже тупым копьем, значительную энергию чтобы нанести урон человеку. Поэтому всадники, участвовавшие в играх использовали защитное снаряжение в виде щитов, шлемов с забралами, наголенников и, по мнению Арриана, киммерийских туник. Он дает понять, что всадники не носили обычных панцирей, которые, вероятно, были бы сделаны из металла, и что киммерийские туники были пестрыми за счет вышивки алыми, красными или синими и другими цветами, и стеганые предметы одежды вполне соответствовали бы описанному контексту и целям состязаний и поэтому кажутся весьма правдоподобной интерпретацией. Также можно сослаться на то, что стеганые и кожаные доспехи порой использовались в турнирной практике средних веков вместо металлических военных.
Письменные источники в целом показывают, что римские солдаты не только осознавали практичность и необходимость стеганых поддоспешных одежд, но и носили их. Дошедшие тексты показывают, что мягкую броню можно было использовать как самостоятельную часть экипировки или носить ее под металлическим доспехом. К сожалению, они не дают сведений о ткани и внешнем виде такой защитной одежды. Однако археологические и иконографические данные со временем смогут пролить дополнительный свет на этот вопрос.
Продолжение исследования - в следующей части. Благодарю за внимание!
Автор - Вадим Сеченев