Могу уверенно сказать, что самые частые мысли в голове у родителей на протяжении 10 и 11 классов — это «А готовят ли к ЕГЭ в школе?», «Нужен ли нам репетитор по подготовке к ЕГЭ?», «С чего начать?», «Что, если мы ещё не знаем, что будем сдавать?», «Ребёнок совсем не хочет учиться...» и т.д.
У вас так? Тогда выдыхайте, потому что эти мысли абсолютно нормальны.
Вот только, думая их, мы пытаемся помочь и себе и ребёнку: не испытывать стресс, обрести уверенность... А на самом деле, только усугубляем ситуацию, потому что допускаем ментальные ошибки в общении и поведении.
4 самых распространённых ошибки родителей выпускников
🙅🏼♂️1. Мотивировать: «Знаешь, как важно поступить в вуз, усердно учиться и думать о будущем?!»
Для таких бесед важно два нюанса: Вы для ребёнка — авторитетный взрослый, и Вы сами — показательный пример.
А если захотите в разговоре упомянуть «дочку тёти Светы», которая окончила школу с золотой медалью и теперь учится в престижном вузе — знайте, что это не только не сработает, но и обидит ребёнка сравнениями, ведь для Вас он должен быть самым лучшим.
🙅🏼♂️2. Заявлять: «Если поступишь — тебе будут открыты все двери».
Вряд ли это единственный критерий светлого будущего — и дети сейчас знают об этом не хуже нас. Да, диплом об окончании вуза даёт преимущества при поиске работы, но он — не гарантия того, что ребёнок точно определится, чем бы он хотел заниматься и как зарабатывать на жизнь. А если выпускник не заинтересован в полученной профессии, то наличие даже самой престижной «корочки» — вообще ни на что не влияет.
🙅🏼♂️3. Внезапно начать гиперопекать: «Хочу разделить твои чувства. Расскажи, что тебя беспокоит?»
Нормально, если такая манера общения и раньше присутствовала в вашей семье. Тогда ребёнок воспримет это адекватно. А если этого никогда не было, и вдруг, вы начинаете всячески поддерживать, создавать благоприятную атмосферу, стремитесь устраивать ребёнку доверительные беседы — лучше просто оставьте его в покое. Иногда это даже полезнее.
🙅🏼♂️4. Возмущаться: «Как это — ты не знаешь, кем хочешь стать?»
Очень просто. И с точки зрения психологии — это абсолютно нормально. Возраст, в котором мы требуем от ребёнка самоопределения, на самом деле — возраст накопления ресурсов на будущие решения, норм общения и установления границ. В 16-17 лет рано требовать от ребёнка здраво оценивать свои возможности.
Да, выпускной и экзамены — это важный этап, но часто мы завышаем эту важность для ребёнка своими собственными амбициями. Сейчас важно быть объективными в поддержке своему выпускнику, открыто и честно разговаривать с ним на тему будущих экзаменов и поступления в ВУЗ.
→ Об эффективных способах мотивации писал ещё вот в этом посте:
→ Поделитесь, что Вы считаете полезным для мотивации подростков?