Итак, уважаемые друзья, мы переходим к третьей группе личностных расстройств - эксцентричные личностные расстройства. Начало общего материала можно прочесть вот здесь: "Личностные расстройства. Ч.1. Демонстративные ЛР. Терапевтические задачи работы с данным расстройством" и "Личностные расстройства. Ч. 2. Тревожно-астенические ЛР. Терапевтические задачи в работе".
Эксцентричные личностные расстройства.
Эта группа личностных расстройств с преобладанием нарушений в мышлении.
К ней относятся следующие расстройства: 1. шизоидное личностное расстройство, 2. шизотипическое личностное расстройство и 3. параноидное личностное расстройство. Прикреплю наглядную схему.
Давайте разберёмся в подвидах...
Шизоидное расстройство личности.
Характеризуется: 1. избеганием социальной коммуникации (шизоиды - затворники, одиночки); 2. скудностью эмоционального проявления в общении с людьми (кажутся другим безразличными); повышенной ранимостью (именно поэтому шизоиды так бояться контактировать с окружающими, прячутся в отдельный, защитный "кокон").
С удивлением прочитала о шизоидах в DSM-II (АРА, 1968) следующий факт, поделюсь...
Этот паттерн поведения характеризуется застенчивостью, чрезмерной чувствительностью, уединенностью, избеганием близких или конкурентных отношений. Распространены аутичное мышление без потери связи с реальностью, а также склонность к мечтаниям и неспособность выразить враждебность и обычные агрессивные чувства.
Терапевтические задачи.
1. Развитие ощущения безопасности. Моделирование безопасного пространства. Техника "Островок безопасности". Помощь человеку взрастить безопасный островок внутри психики.
2. Развитие эмоционального интеллекта. Работа с чувствами, формирование умения распознавать, осознавать и выражать свои чувства.
3. Развитие коммуникативных навыков. Работа в группах.
4. Работа с самооценкой.
5. Работа с выстраиванием границ.
Шизотипическое расстройство личности.
Характеризуется: 1. чрезмерной социальной тревогой, с соответственной изоляцией, отчуждением; 2. наличием большого количества когнитивных искажений, больных, навязчивых мыслей (о сверхъестественном, о присутствии несуществующей для всех силы или усопшего рядом); 3. эксцентричностью в поведении и во внешности (неопрятность, необычные манеры, разговоры с самим собой); 4. вычурная речь.
Терапевтические задачи.
1. Формирование чувства внутренней безопасности.
2. Развитие эмоционального интеллекта.
3. Развитие умения обходиться со своими чувствами, выдерживать эмоции.
4. Работа с развитием коммуникативных навыков.
5. Работа с когнитивными искажениями.
Параноидное расстройство личности.
Характеризуется: 1. недоверием к окружающим; 2. высокой подозрительностью; 3. ощущением враждебности мира; 4. состоянием вечного недовольства; 5. недружелюбием.
Терапевтические задачи.
1. Как и в двух предыдущих случаях, развитие ощущения безопасности. Помощь человеку в формировании безопасного внутреннего пространства.
2. Развитие самооценки.
3. Развитие коммуникативных навыков взаимодействия с окружающими.
4. Работа с когнитивными искажениями (например с таким, что мир всегда и непременно враждебен).
5. Формирование способности получать и принимать радость, жить с удовольствием.
На этом, уважаемые друзья, мы завершаем предварительный обзор темы "Личностные расстройства и терапевтические задачи в работе с каждым расстройством". Позже, по получению диплома клинического психолога, я намерена развивать эту тему отдельными клиническими примерами, пока же время от времени буду оставлять для желающих полезный теоретический материал по предмету клинической психологии. Присоединяйтесь к числу подписчиков! Животрепещущий и важный предмет!
Уважаемые друзья! В ближайшие две недели буду работать по специальной акционной цене, пишите в личные сообщения или на WhatsApp, договоримся о нашей встрече! Тел: 8(985)665-82-54.