Начать хотелось бы с того, что такое фланер в его классическом понимании. Фланер (фр. flâneur, «гуляющий») — городской тип, впервые отмеченный в Париже середины XIX века. Фланирование означало гуляние по бульварам с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения городской жизни.
Итак, фланер — это свободный прохожий, любитель праздных прогулок, который с 1830-х годов становится узнаваемым культурным типом. У него есть несколько характерных черт. Во-первых, изначально это обязательно мужчина. Приличная женщина в то время не могла выйти на улицу Парижа без сопровождения кого-либо мужского пола. Во-вторых, это мужчина состоятельный, потому что должны быть удовлетворены какие-то базовые потребности для непосредственной цели фланирования: наблюдения за окружающим миром. Популярное понимание фланера почерпнуто из литературы, в частности из трудов Шарля Бодлера, например, из его эссе «Художник современной жизни». Фланер, по мнению Бодлера, был человеком, который мог «извлечь эстетический смысл из зрелища кишащих толп». Здесь важна эстетизация и переосмысление полученного сенсуального и не только (об этом позже) опыта в категориях эстетического. Фланер должен одновременно оставаться Наблюдателем, который получает информацию благодаря своим органам восприятия, Ученым, использующим определенный метод и Художником, который трансформирует полученное научное знание в эстетическое. Метод фланера как Ученого можно проследить в рассказах Эдгара Алана По «Убийство на улице Морг» и «Тайна Мари Роже». Метод этот сближает фланера не только с ученым, но и с образом детектива.
Итак, обратимся к тексту Э. А. По. Автор-повествователь описывает своего друга С.-Огюста Дюпена, обладающего исключительными способностями к анализу. Анализ — как раз то, чем занимается человек во время фланирования. Сам Дюпен описывает свой метод как индукцию (в отличие от Шерлока Холмса, кстати говоря, который делал то же самое, но называл это неверно дедукцией). Цитата: «Вы, конечно, решите, что я был озадачен. Плохо же вы себе представляете индуктивный метод мышления — умозаключение от факта к его причине». Фланер разглядывает в толпе детали того или иного человека, по ним воссоздает полный образ.
Кроме того, фланер получает наслаждение от процесса анализа: «Среди прочего известно, что для человека, особенно одаренного в этом смысле, дар анализа служит источником живейшего наслаждения». Важно подчеркнуть и наличие у фланера богатой фантазии: «Человек с подлинно богатым воображением, как правило, склонен к анализу». Невозможно это состояние фланерства и наблюдения без подключения фантазии, создания какой-то истории.
Непосредственная аналитика фланера как ученого переходит в иррациональный восторг фланера-художника, переводящего информацию в категорию эстетического (цитата): «Находя в мелькающих огнях и тенях большого города ту неисчерпаемую пищу для умственных восторгов, какую дарит тихое созерцание».
Хочется акцентировать внимание на созерцании тихом. Фланер — наблюдатель, но не экспериментатор, он анализирует, но не вмешивается.
Фланер читал город так, как читают текст. Здесь мы можем переосмыслить образ фланера и представить его как образ Читателя. Многим знакома ситуация процесса чтения, во время которого становится тяжело соблюдать баланс: одновременно читать и думать, не уходя в свои мысли и рассуждения полностью, потому что они могут увести в какие-то неведомые дали, но при этом и не сосредотачиваться исключительно на тексте, потому что без читателя этого текста не существует. И вот это состояние хрупкого баланса, как на границе дремоты и бодрствования, является, как мне кажется, очень подходящей метафорой того, что делает фланер. Он как бы балансирует, находясь внутри толпы, воспринимая ее, и находясь вне толпы, анализируя ее. Так, Кит Тестер говорит, что фланер — это человек толпы (вспомним другой рассказ Э. А. По), а не человек в толпе. Когда он погружен в толпу, осознание этого положения делает его отчужденным от нее. Часть ее, но часть отличная.
Продолжая выделять релевантные признаки фланера, необходимо напомнить о медлительности его передвижения по улице. О том, какой должна быть походка фланера писал еще О. де Бальзак в трактате «Теория походки»: «Чтобы хорошо ходить, человек должен держаться прямо, но не так, будто он аршин проглотил, он должен научиться ставить ноги по одной линии, не уклоняться слишком сильно ни вправо, ни влево от своей оси, незаметно вовлекать в движение все тело» и т.д. Кроме того, очень важно, чтобы походка была медленной, потому что медленное движение по самой своей сути величественно. Оно настраивает на возвышенный лад и позволяет сохранить достоинство. Видимо, многим это медленное движение давалось непросто: существует легенда, что для тренировки многие парижские денди выводили на прогулку черепашек.
Образ фланера показан в романе Ги де Мопассана «Милый друг». Обратим внимание на походку Жоржа Дюруа: «Шагал он так же, как в те времена, когда на нем был гусарский мундир: выпятив грудь и слегка расставляя ноги, будто только что слез с коня. Он бесцеремонно протискивался в толпе, заполнившей улицу: задевал прохожих плечом, толкался, никому не уступал дорогу».
Хочется указать на то, что зрение — не единственный орган, которым фланер воспринимает окружающую его толпу. В процессе фланирования человек испытывает разнообразные ощущения: не только аудиовизуальные, но и тактильные, как видно и из цитаты. Хотелось бы обратить внимание на телесность фланерства, фланер идет в толпе, сталкивается с другими людьми, ощущает их прикосновения на себе. Эта телесность ярко прослеживается в «Тошноте» Жан-Поля Сартра. Автор в романе в принципе очень часто показывает телесность ощущений, испытываемых Антуаном Рокантеном, это проявляется и в том, как он наблюдает за толпой. Часто какая-то деталь, подмеченная в человеке, вызывает в нем телесное ощущение Тошноты.
Если рассматривать фланера как создателя и одновременно интерпретатора текста культуры, следует отметить важность существующего медиапространства, где уже сам текст становится носителем информации и в то же время способствует и/или препятствует порождению новых смыслов. Фланер смотрит не только на людей, но и, например, на надписи, которые в каком-то смысле формируют его восприятие.
Не будем останавливаться очень подробно на этом аспекте, но интересно и рассмотреть восприятие текста улицы «гуляющим» во время митинга. В наших реалиях протестующий на митинге — в какой-то степени фланер, особенно интересны здесь отношения с толпой, острое восприятие действительности, аудиовизуальный ряд, сопровождающий гуляющих по центру города, но пока ограничимся лишь перечисленными тезисами.
Образ фланера и манера его поведения меняется параллельно с изменениями окружающей его среды, то есть города.
Очень много можно говорить о том, как выглядит фланер сейчас, как он изменился, да и можно ли все еще считать этих людей фланерами, или это уже нечто иное.
В качестве продолжения и развития образа фланера можно выделить детектива (но здесь встает вопрос о бесцельности, у детектива все же есть цель), паркурщика (но здесь вопрос о скорости пережвижения), т.н. виндоус шоппера, фотографа, киберфланера, то есть блуждающего по улицам уже виртуальным. Здесь скажем кратко о концепции пространства. К киберфланерам, которые бесцельно блуждают по лентам фейсбука, вопрос в отсутствии пассивности. Пользователь, листая ленту, наблюдая, все равно меняет пространство и оставляет кибер-следы, кроме того, для него гораздо проще, чем для классического фланера условно оставить комментарий и этим изменить окружающий мир.
Здесь обратимся к производственной триаде Анри Лефевра. Он выделяет три типа пространства: воспринимаемое пространство (perceived space), задуманное пространство (conceived space) и жилое пространство (lived space). Воспринимаемое пространство — объективное пространство физических объектов, с которыми люди взаимодействуют в повседневной жизни. Задуманное пространство — мир идей и представлений о том, как должно выглядеть окружающее людей пространство. Жилое пространство — комбинация воспринимаемого и задуманного.
Если воспринимать пространство не в классической интерпретации, а в модели Лефевра, нет проблемы в активности или пассивности фланера. Да, кибер-фланер активен. Но активен и классический фланер, потому что он наблюдением меняет один из аспектов пространства и вместе с тем воздействует на окружающую среду, как кибер-фланер воздействует на кибер-среду.
Еще забавно было бы отметить все условия для фланирования в СССР с точки зрения идеологической географии города (все слои населения живут вместе, в отличие, например, от разделений по соц. классам в Америке) и его принципиальную невозможность в связи все той же идеологией и существованием так называемой статьи за тунеядство.
Интересен и феминистский дискурс.
Как отмечалось выше, классический фланер — именно мужчина. Женщина могла фланировать, только переодевшись мужчиной, как, например, все в том же «Милом друге». Если мы вернемся к концепции о пространстве Лефевра, можно воспринимать фланерство женщинами как метод познания и изменения структуры города и формирования, по все тому же Лефевру, «права на город». Но проблематично формирование запроса женщинами. Проблема фланерства как исключительно мужской роли подсвечивает проблему андроцентричности городской среды в XIX веке, для женщин не было вообще ничего, они не могли даже просто ходить по улице. И, следовательно, не могли и исследовать и своим запросом менять городское пространство. Сейчас ситуация изменилась, но города все же были спроектированы мужчинами и для мужчин непосредственно.
Как правило, исследовательницы феминистской урбанистики выделяют две главные проблемы: небезопасность и неинклюзивность среды. Раскрывать эти понятия не буду, достаточно отметить, что у меня всегда с собой перцовый баллончик и электрошокер. Кроме того, феминистская урбанистика остается в англо-американском пространстве и подвергается критике исключительно с точки зрения постколониальности со стороны Академии стран третьего мира и Black Feminist Geographies. Феминистская же география на постсоциалистическом пространстве почти не исследована, а это интересно, особенно если обратить внимание на опыт социал-феминисток начала XX века, претворение в жизнь каких то конструктивистских моделей в архитектуре, связанных со стремлением к равному пространству для женщин и мужчин. Они правда априори равными не будут, если делаются без учета женского восприятия белыми цис-гендерными инклюзивными мужчинами, но опыт очень интересный для исследования.
Автор статьи: https://vk.com/alina_from_night_watch
Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя))
Телеграм-ссылка: https://t.me/metranpa