В предыдущей статье мы затронули тему выбора идеального винта для лодочного мотора. Там мы рассмотрели такие вопросы как диаметр, количество лопастей и материал, из которого изготовлен винт.
Сегодня же мы подробнее остановимся на таком понятии как шаг винта. И разберёмся, что же от него зависит и каким долен быть шаг винта лодочного мотора для стандартной рыбацкой лодки. Скажем сразу, подбирать его лучше опытным путём.
Для начала освежим в памяти определение. Шаг винта — расстояние, которое винт проходит за один полный оборот. Измеряется оно в дюймах.
Главное правило при подборе шага винта: выше скорость — больше шаг, больше груза — меньше шаг.
В конечном итоге, при подборе оптимального шага необходимо чтобы у плотно загруженной лодки на полном ходу обороты мотора были близки к тем, что указаны в техпаспорте производителя. Как этого добиться? Давайте разбираться.
Шаг 1. Исходные данные
Для подбора оптимального шага винта нам понадобится тахометр и загруженная под стандартную эксплуатацию лодка. Сложите в неё всю рыболовную экипировку и посадите пассажира (если планируете рыбачить вдвоём). В общем, смоделируйте обычное летнее утро субботы.
Шаг 2. Разгоняемся до максимума
Обычно рабочий режим лодочного мотора колеблется от 5800 до 6000 оборотов в минуту. Наша цель — достичь этих показателей. Для этого выводим двигатель на максимальные обороты и смотрим на показатели тахометра.
Шаг 3. Регулируем шаг винта
В случае, если показатели тахометра выше диапазона работы мотора, значит двигатель подвержен излишней нагрузке, и винт перекручивает. Нужно снизить обороты из расчета 1 шаг – 200 оборотов.
Идеальный расклад — это когда мотор достиг 6000 тысяч оборотов. В таком случае выход на глиссер будет максимально быстрым, а скоростные показатели оптимальными.
Если на тахометре 5700-5800 оборотов в минуту, то мотор будет работать с натягом, но максимальная скорость увеличится ещё на несколько пунктов. Однако если убрать из лодки лишний груз, то есть шанс достигнуть оптимальных показателей.
При показателе в 5400 оборотов и ниже, выход на глиссирование станет практически невозможен, снизится максимальная скорость, а нагрузка на двигатель вырастет, как и расход топлива. Необходимо повысить обороты за счёт уменьшения шага винта.
Подбирая оптимальный шаг, стоит помнить, что количество оборотов разных винтов с одинаковым диаметром и шагом будет отличаться. Трёхлопастной винт совершает на 100 оборотов больше, чем четырёхлопастной, даже если остальные показатели у них идентичны. Одинаковые по характеристикам винты из алюминия и стали также отличаются когда дело касается шага. Если мы заменяем алюминиевый винт на стальной, то значение шага у второго должно быть ниже на единицу.
Выводы
При правильном подборе шага винта вы обезопасите двигатель от повышенной нагрузки, получите быстрый выход в режим глиссирования, снизите расход топлива и убережёте себя от внепланового ремонта. Если вы используете лодку для разных целей, от перевозки тяжёлых грузов до быстрых покатушек налегке, то лучше иметь в своем арсенале несколько винтов и ремкоплект для их быстрой смены.
А ещё можно купить винт с переменным шагом и самостоятельно менять шаг винта простым вращением кнопки. Такой вариант будет стоить дороже, однако значительно упростит адаптацию мотора под разные задачи на воде.
Выбирайте с умом и до скорых встреч!