4×10–3/8×12 L. Вот с такого несложного уравнения мы решили начать сегодняшнюю статью. Сможете назвать ответ? На самом деле, для опытного водомоторника в нашем "примере" нет ничего сложного. Мы всего лишь написали характеристики винта для лодочного мотора.
4 — количество лопастей, 10–3/8 — диаметр, 12 — шаг ступицы винта, L — левое вращение. Казалось бы, если разобраться, то всё становится легко и просто. Однако за каждой буквой и цифрой из этих характеристик скрывается сложный и долгий процесс выбора оптимального гребного винта.
Зачем вообще выбирать винт для мотора?
Можно же просто взять винт из стандартной комплектации и отходить с ним весь сезон "не выпендриваясь". В целом, это действительно рабочая схема. Но, если вы хотите выжать из своего мотора максимум и при этом продлить срок его эксплуатации, то над выбором винта придётся подумать.
Неправильно подобранный винт значительно повысит расход топлива и увеличит нагрузку на детали мотора, снижая срок его службы.
Прежде чем выбирать винт, определитесь в каких условиях будете эксплуатировать лодку и мотор. Важно понять: в каком водоёме судно будет ходить и насколько большая на него выпадет нагрузка. К примеру, для небольших манёвренных лодок подойдёт винт с меньшим диаметром и увеличенным шагом, а для буксировщиков и тягачей нужен винт с диаметром побольше.
Материал
В зависимости от условий эксплуатации вы можете подобрать материал винта, подходящий именно вам. Современный рынок предлагает десятки различных модификаций: от металлических сплавов, до высокопрочного пластика, но мы рассмотрим два самых распространённых материала, из которых делают винты.
- Сталь
Подойдёт для всех любителей погонять с ветерком по знакомым водам. Стальной винт гораздо прочнее алюминиевого и поможет увеличить скоростные показатели лодки примерно на 6%. Песок, коряги и даже удары о дно ему не страшны — прочный металл выдержит такие контакты без изменения геометрии лопастей.
Однако защиты деталей от него ждать не стоит, весь удар с винта перейдёт на редуктор, что грозит дорогостоящим ремонтом. Со стальным винтом лучше использовать специальную пластиковую втулку, а также избегать незнакомого мелководья.
- Алюминий
Оптимальный вариант для эксплуатации в спокойных пресных водоёмах. Винты из алюминия лёгкие и недорогие, в этом и заключаются их главные плюсы. Такой винт можно выправить молотком в случае повреждения, но менять их придётся чаще стальных. Однако со своей главной задачей — защитой редуктора — он справится на все 100.
К номинальным минусам можно отнести их недолговечность. Неожиданная встреча даже с небольшой корягой может стать фатальной для такого винта, поэтому с собой всегда нужно возить запасной.
Количество лопастей и диаметр
От правильного подобранного количества лопастей винта напрямую зависит эффективность и плавность хода мотора. Больше лопастей — меньше скорость, ниже вибрация и лучше тяга мотора.
Быстро скажем, что двухлопастной винт используется в основном на болотоходах. Четырёхлопастные гребные винты считаются грузовыми и используются чаще всего на тягачах. За счёт большой площади соприкосновения они помогают уменьшить расход топлива на крейсерском ходу. Если вы используете мотор на 70-80% от мощности и большая скорость вам не важна, то 4 лопасти — ваш вариант.
Важно! Если вы эксплуатируете мотор на полную мощность, то все плюсы четырёхлопастного винта исчезают и расход топлива становится тем же при меньшей скорости.
Самый распространённый вариант на водомоторном рынке — трёхлопастные винты. Они обеспечивают лучший КПД и позволяют добиться максимальной скорости в незагруженной лодке. А ещё, если вы воткнётесь винтом в дно, есть вероятность, что винт ляжет на две лопасти, а третья останется не повреждённой.
От диаметра винта напрямую зависят тяга и скорость. Измеряется он по внешнему краю лопастей. Чем больше диаметр, тем больше площадь соприкосновения и тяга, но ниже скорость.
Форма расположения лопастей также важна для скоростных характеристик. Винты, сужающиеся к концам, отлично подойдут для быстрых малогабаритных судов в чистой воде, а для зарослей и тины оптимальны винты с косыми лопастями, закрученными по направлению движения.
Шаг винта
Шагом винта называется расстояние, которое винт проходит за один полный оборот. Измеряется оно в дюймах.
При изменении шага винта количество оборотов двигателе меняется на 150-200 в ту или иную сторону. Больший шаг винта подойдёт для скоростных компактных лодок, тогда как для грузовых перевозок нужен винт с меньшим шагом. Подбирать винт лучше под среднюю загрузку лодки, и стремиться к тому, чтобы скоростные показатели лодки приближались к значениям, указанным в техническом паспорте. Подбор оптимального шага винта — материал для отдельной статьи. Об этом сложном процессе с конкретными примерами мы расскажем в нашем следующем материале.
А пока напомним вечную истину: скупой платит дважды. Неправильный выбор винта увеличит расход топлива, нагрузку на детали двигателя и, рано или поздно, "ударит" по вашему кошельку. Поэтому рекомендуем выбирать гребной винт с умом и не соглашаться на "универсальные" варианты.