Найти в Дзене
Открытая семинария

Книга Деяний: к пределам Нового Завета

Продолжаем серию публикаций по библейской типологии, как основному "инструменту" в чтении Писания и понимания пророчеств. Постоянные читатели ОС знают о том, что я сам постоянно пользуюсь этим, и только этим орудием, результатом чего и являются практически все публикации о пророчествах на ОС. Мы переходим к следующему разделу нашего исследования, который доведет нас до самых границ Нового Завета. Но и там мы не остановимся - мы пойдем дальше, в историю, а затем и в наше время, и в будущее - но это будет в последующих публикациях. А сегодня мы поговорим о типологической значимости ветхозаветных событий, связанных с завоеванием земли обетованной Иисусом Навином, и о типологически соответствующих им новозаветним событиям — связанным с проповедью Евангелия Царства (Деяния апостолов). Между этими событиями (и этими книгами) мы находим несомненное типологическое соответствие. В предыдущих разделах было показано, что земная жизнь Иисуса Христа исполнила ветхозаветные прообразы, связанные с
Оглавление

Продолжаем серию публикаций по библейской типологии, как основному "инструменту" в чтении Писания и понимания пророчеств. Постоянные читатели ОС знают о том, что я сам постоянно пользуюсь этим, и только этим орудием, результатом чего и являются практически все публикации о пророчествах на ОС.

Мы переходим к следующему разделу нашего исследования, который доведет нас до самых границ Нового Завета. Но и там мы не остановимся - мы пойдем дальше, в историю, а затем и в наше время, и в будущее - но это будет в последующих публикациях. А сегодня мы поговорим о типологической значимости ветхозаветных событий, связанных с завоеванием земли обетованной Иисусом Навином, и о типологически соответствующих им новозаветним событиям — связанным с проповедью Евангелия Царства (Деяния апостолов). Между этими событиями (и этими книгами) мы находим несомненное типологическое соответствие.

В предыдущих разделах было показано, что земная жизнь Иисуса Христа исполнила ветхозаветные прообразы, связанные с Моисеем и странствием израильтян по пустыне. И так же, как до входа в Землю Обетованную, умер Моисей (за свой грех), Иисус Христос накануне победоносного служения Церкви и распространения Евангелия Царства до концов земли также умер (за наши грехи), воскрес и взошел на престол Отца. Эта типология с Моисеем неоспорима. Таким образом, хотя Иисус, безусловно, типологически исполнил других ветхозаветных помазанников, таких как Давид (история о хлебе, священниках и Давиде) и Соломон (кто-то более великий, чем Соломон, Мф. 12:42), Он прежде всего Новый Моисей, ведущий Божий народ в пустыне.

-2

Поскольку Церковь была создана как тело Христово, она продолжает типологическое соответствие ветхозаветного и новозаветного Израиля. Следовательно, можно ожидать, что между событиями в Ханаане при Иисусе Навине (приемнике Моисея) и теми событиями, которые показаны в книге Деяний Апостолов, описывающей развитие апостольской церкви, должны быть, соответственно, дальнейшие исторические типологии. Мы не будем подробно рассматривать полное типологическое соотношение этих книг — объем нашего исследования не позволяет этого. Но мы покажем наиболее очевидные из этих взаимосвязей.

На днях мы с Григорием и с его друзьями начали изучать книгу Иисуса Навина. Я предлагаю заинтересованным читателям, студентам ОС, дополнять чтение - нашими видео-лекциями, так как я ни в коем случае не повторяюсь (разве что в самом главном), и эти видео призваны дополнить текст.

Лидеры

Обратимся сначала к главным героям, связанным с начальной стадией события. В Ветхом Завете это, несомненно, Иисус Навин — его именем названа соответствующая книга Ветхого Завета. В Новом Завете в книге Деяний Апостольских в первой части рассказа представлена колоссальная фигура апостола Петра. Петр проводит собрание после возвращения с горы Елеонской (1:15), впервые возвышает голос на празднике Пятидесятницы (2:14), исцеляет хромого в Храме (гл. 3), проповедует в Иерусалиме (гл. 3), проповедует синедриону и т. д. Таким образом, обе книги представляют своих соответствующих харизматических лидеров, которых учил в одном случае Моисей (Нав. 1:1, 16-18), и в другом Иисус Христос (Ин. 21:15-19, Мф. 16:18 и т. д.).

Поставлена задача

Обе книги (Иисус Навин и Деяния) начинаются с призывов Господа. В книге Иисуса Навина Бог обращается к нему с обещанием дара земли («От пустыни и Ливана сего до великой реки, реки Евфрата, всей земли Хеттеев и до великого моря к западу от солнца будет все твое», — то есть до края тогдашнего цивилизованного мира), и сила к его завоеванию («никто не может устоять пред тобою во все дни жизни твоей» [1: 2-9]). В книге Деяний мы видим соответствующее обетование завоевать Евангелием Царства мир «до края земли» и силу этому свидетельству («но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» [1:7-8] ).

Попытка сохранить целостность Двенадцати Колен

В Ветхом Завете решение, найденное в отношении двух с половиной колен, не желавших войти в землю обетованную («Пусть ваши женщины, ваши дети и ваш скот останутся в земле, которую Моисей дал вам за Иорданом , а вы все, храбрые мужи, вооруженные, идите пред братьями вашими и помогайте им» 1:14). В Новом Завете это бросание костей для избрания вакантного апостольского двенадцатого места (1:23-26). В обоих случаях имеет место попытка сохранить целостность Израиля как организации (на основе двенадцати колен).

-3

Ожидание/задержка

В книге Иисуса Навина задержка связана с ожиданием знания о враге. Мы читаем о двух разведчиках, которые вошли в стан врага и остановились у дома в городской стене, принадлежавшего блуднице Раав, которая уверовала в силу Всемогущего Бога и спасла их (Нав.2:1-15 и след. ) В книге Деяний ученики также ожидают чего-то по повелению Господа (1:8, 14, 2:1) в горнице вместе с некоторыми женщинами, принявшими весть об Иисусе.

-4

Крещение

В книге Иисуса Навина это переход через Иордан — крещение накануне входа в землю обетованную. В какой-то степени это можно назвать повторным крещением, так как Израиль уже был крещен при переходе через Красное море. Конечно, мало кто из крестившихся в Красном море остался в живых, но это не имеет значения — Израиль крестился как народ. Таких массовых крещений больше не будет до времен Иоанна Крестителя. Таким образом, мы имеем вторичное крещение, которое, очевидно, имеет качественное отличие от первого. Действительно, при первом крещении они стали народом, а при втором они были крещены с силой завоевать Ханаан (3-4 главы), и «Чтобы все народы земли познали руку Господа крепкую, и чтобы вы боялись Господа Бога вашего во все дни» (3:24).
В книге Деяний мы имеем дело с крещением Святым Духом (2:2-4). Это было и их второе крещение, так как ученики уже однажды крестились и представляли новый народ – Новый Израиль. Крещение Святым Духом было дано им для того, чтобы они получили силу для проповеди Евангелия.

-5

Знамение Завета

Вслед за перекрещением Израиля в книге Иисуса Навина следует обрезание народа (5:2-8) — совершая его, израильтяне обрели видимый знак принадлежности к избранному народу. Обрезание по плоти было, во-первых, символом неизменности и неотвратимости Завета. Во-вторых, обрезанный, находящийся в Завете (в отличие от язычника) становился Божьим деревом - дал согласие на то, чтобы Бог теперь "обрезал" его ветви, заботился, чтобы не быть диким деревом (как язычники), запущенным, не приносящим доброго плода. Но чтобы принести добрый урожай.

Что касается Нового Завета, апостол Павел сказал: «Но тот Иудей, кто внутренне таков, и обрезание в сердце, по духу, а не по букве» (Римлянам 2:29). Такое «обрезание в духе» произошло и в день Пятидесятницы, когда Святой Дух излился на учеников и почивал на них в виде огненных языков (Деян. 2:3). Таким образом, дар Святого Духа был для христианина тем же, чем было обрезание для израильтян.

-6

Продвижение с силой

После обрезания народа Иисус Навин ведет его к стенам Иерихона, и Господь Своей силой сокрушает стены города (вторая глава). Все было уничтожено, кроме блудницы Раав и «всего, что у нее было» (6:24); то есть все те, кто поверил ей.

Получив Святого Духа, апостолы проповедовали силой Святого Духа в Иерусалиме — их Иерихоне того времени — и их проповедь сметала даже языковые барьеры (2:6-12). В результате этой проповеди спасение было дано тем, кто поверил им (2:38-41).

-7

Свидетельство всем народам

В книге Иисуса Навина мы читаем, что «все цари Аморрейские, которые по эту сторону Иордана к западу, и все цари Ханаанские, которые были у моря» (5:1), слышали о том, что сделал Господь. для сынов Израилевых и боялись.

В Деяниях Апостолов мы читаем о представителях всех народов мира, собравшихся в Иерусалиме в те дни, которые изумлялись и дивились силе и чудесам, связанным с проповедью апостолов.

Давайте здесь пока остановимся, чтобы можно было как-то усвоить, вереварить большой объем информации. Скоро надеюсь продолжить. Мы уже увидели, что центральные события истории Древнего Израиля повторяются (в максимально увеличенном виде) и в истории Нового Израиля - христианской Церкви. Двигаясь далее по цепочке истории мы увидим сходство не только в основных, поворотных моментах, но даже в мелочах. Самое интересное впереди. А потом мы еще дойдем, надеюсь, до типологии Святой Руси.