Сегодня познакомлю вас с одним совершенно необычным произведением Стефана Цвейга, которое я недавно прочитала - это его незаконченный роман, изданный аж через сорок лет после смерти писателя.
Кстати, моя самая первая статья на канале посвящена тоже роману Стефана Цвейга. Его стиль настолько поразил меня, что я решила завести канал на Дзене (шутка).
Изначально Цвейг планировал назвать книгу "Хмель преображения", но обстоятельства сложились по-иному, и нам теперь знакомо другое его название, которое образовалось из имени главной героини, жизнь которой описывает автор.
Кристина Хофленер - скромная работница маленького почтового отделения где-то на задворках Австрии. После окончания Первой мировой войны её отец разорился, брат погиб, а мать тяжело заболела и слегла. Заботы о ней легли на плечи юной ещё Кристины.
Девушка живёт вдвоём с матерью на сыром, продуваемом всеми ветрами чердаке. Мизерного жалованья, которое получает Кристина на почте, едва хватает чтобы сводить концы с концами. Мать и дочь вынуждены влачить унылое жалкое существование. С ранних лет Кристина только и слышит, что всё вокруг "слишком дорого", она давно смирилась со своей невесёлой участью.
Цвейг красочно описывает картины нелёгкой жизни обедневшего населения в послевоенной Австрии. Вся жизнь этих людей - это тяжёлая ежедневная борьба в поисках пропитания, и работа Кристины в почтовом отделении даже считается некой роскошью среди её знакомых.
Однажды, в один из череды однообразных сонных дней, проходящих вереницей в почтовом отделении, Кристина получает телеграмму, которая адресована ей.
Девушка читает строки, адресованные ей, именно ей, впервые в жизни! Родная тётка, прибывшая на роскошный курорт из далёкой Америки, приглашает Кристину присоединиться к ним с мужем на недельку-другую.
Она обещает оплатить все расходы, связанные с поездкой. Кристина никогда не видела своей тётки, но знает, что она замужем за важным господином и вместе они сказочно богаты. Жизнь родственницы сложилась совсем не так как у матери Кристины.
Девушка сначала сомневается, ведь ехать ей не на что, у неё нет дорожного костюма. Она никогда не бывала нигде за пределами своего маленького городишки. Ещё она не знает как себя вести в высшем обществе!
Но в конце концов матери удаётся уговорить Кристину принять приглашение - уставшая от однообразной жизни и монотонного труда, девушка имеет право хоть раз в жизни отдохнуть и повидать мир. И тогда она собирается в путь.
Не буду подробно пересказывать дальнейших событий, это надо читать! Как тонко, подробно и досконально описывает автор чувства девушки, впервые оказавшейся в высшем свете. Как пронзительно и красочно рассказывает он о том как её встречают богатые родственники. Конечно же, они сразу замечают её скромный поношенный наряд, немодную причёску, провинциальные манеры.
И чтобы не упасть лицом в грязь перед постояльцами роскошного отеля, тётя Кристины тут уже принимается за её преображение. Вдвоём они посещают модистку и парикмахера, скупают целый ворох изумительных нарядов. И из скромной провинциалки Кристина превращается в изысканную, разодетую в пух и прах леди.
Кристина попала в удивительный мир роскоши и денег, в котором нет слов "слишком дорого". В этом мире всё возможно, всё реально, и проблемы, которые годами отравляли ей жизнь, можно легко решить одним щелчком пальцев. Вот что делают деньги. Такого рода мысли лихорадочно проносятся в голове у Кристины. Цвейг довольно проницательно раскрывает душевные тревоги девушки, открывшей для себя совершенно новый мир больших денег.
Проходит немного времени и Кристина преображается. Она начинает замечать, что в своём новом амплуа (тётя представила Кристину обществу как свою богатую племянницу) она притягивает взгляды. Постояльцы отеля стремятся познакомиться с юной, роскошно упакованной девушкой.
Кристина знакомится с местной молодёжью. Скромная и стеснительная поначалу, девушка становится всё более уверенной в себе. С лёгкостью она завоёвывает расположение мужчин. Кажется, она уже и забыла, что служит на почте и весь этот мир - не её.
Эта история похожа на сказку о Золушке, только закончится она более трагично. Волшебный сон обернётся суровой реальностью, и Кристине придётся вернуться обратно, к себе домой. Тётя распрощается с племянницей навсегда без лишних угрызений совести, а новые знакомые быстро позабудут про неё.
Но каково теперь Кристине возвращаться к прошлой жизни, ведь сама она так изменилась? Совсем другими глазами девушка смотрит на свой дом, старые потрёпанные наряды, убогий быт. Теперь она не может, не хочет жить как прежде.
Всё, что дальше происходило с Кристиной, резко контрастирует с её жизнью на шикарном курорте. Кажется, что всё это было только сном. Девушка попытается вырваться из лап нищеты и безнадёги, но удастся ей это или нет - сохраню интригу чтобы не портить вам интерес от прочтения.
Финал романа остался открытым - повествование обрывается на самом интересном месте, и нам остаётся только догадываться как именно собирался закончить его Цвейг. Но для читателя это может быть как минусом, так и плюсом. Мы можем придумать свой "хеппи энд" для Кристины, хотя в него верится с трудом, настолько от событий, происходящих с девушкой, веет тоской и безысходностью.
На меня роман произвёл колоссальное впечатление. Просто поразительно, с каким тонким психологизмом описывает Цвейг мысли, чувства и эмоции своих персонажей. Проницательность автора поистине безгранична.
Мой муж постоянно задаёт мне вопрос: зачем я читаю классическую литературу: "Ну зачем ты читаешь этих своих Драйзеров, Диккенсов, Цвейгов? Это же такая тоска!"
Но у меня другое мнение на этот счёт. Я считаю, что такие произведения расширяют границы миропонимания, заставляют задуматься о жизни в целом. А что касается "Кристины Хофленер", проблематика этого романа была актуальна сто лет назад, актуальна она и сейчас. Согласны?