«…Есть два рода сострадания. Одно – малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья… Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости…»Время: 20 век
Жанр: Зарубежная классика
Цитаты:
"Никогда отношения между здоровым и больным, между свободным и пленником не могут долго оставаться в полном равновесии. Несчастье делает человека легкоранимым, а непрерывное страдание мешает ему быть справедливым"
"Наши решения в гораздо большей степени зависят от среды и обстоятельств, чем мы сами склонны в том себе признаваться, а наш образ мыслей в значительной мере лишь воспроизводит ранее воспринятые впечатления и влияния; человек, с детства воспитанный в духе солдатской дисциплины, особенно подвержен психозу подчинения - он не может противостоять приказу"
"Нет, здоровые, сильные, гордые, весёлые не умеют любить - зачем им это? Они принимают любовь и поклонение как должное, высокомерно и равнодушно... Лишь обделённым судьбой, лишь униженным, слабым, некрасивым, отверженным можно действительно помочь любовью."
"Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть".
Атмосфера:
провинциальный гарнизон, шампанское в серебряных графинах, изящный почерк, аромат цветущих полей, кофе в будуаре, сигары в золотом портсигаре, скачки на гнедом мерине, очки в золотой оправе, голубое шёлковое платье, букет роз в утреннем тумане
Роман описывают как историю любви молодого офицера и девушки, прикованной к инвалидному креслу. Этим он меня и заинтересовал, но по ходу чтения у меня сложилось совершенно противоположное впечатление об этой истории.
Лейтенант Антон Гофмиллер предаётся всем прелестям казённой службы: кутежам, картам, разврату. Волей случая он попадает в дом богатого помещика Кекешфальвы, знакомится там с его дочерью-калекой Эдит. Ему становится жалко девушку, он начинает захаживать к ней в гости, и это превращается в ежедневную традицию.
Сначала Гофмиллеру нравится атмосфера богатого дома - изысканные кушанья, шампанское рекой, коньяк и кофе в роскошных посудах. Он подружился с хромоножкой Эдит и её сестрой Илоной, хозяин дома господин Кекешфальва рад новому гостю и принимает его с радушием.
Мне нравится, как автор описывает всю гамму чувств героя - он понимает, что ходит в гости к Эдит потому что ему скучно жить убогой гарнизонной жизнью, ему льстит то, с какой радостью и удовольствием его ждут новые друзья. Он даже думает о том, что теперь подобен Богу - настолько он может влиять на настроение всей семьи в богатом доме - его визитов ждут, девушки расцветают с его приходом, а хозяин лучится радушием.
Калека Эдит умело манипулирует лейтенантом, заставляя его чувствовать свою вину, если у него не получается зайти к ним вечером. А характер Гофмиллера не позволяет ему взбунтоваться, он покоряется воле девушки. Господин Кекешфальва мягко, но настойчиво уговаривает Антона быть другом его дочери, и даже предлагает ему взамен некоторые блага.
В наше время поведение Эдит назвали бы токсичным, а Гофмиллера мягкотелым. Он понимает, что испытывает к девушке только сострадание и вся его дружба основана на этом чувстве, но не может отказать ей в визитах. Она же капризами и слезами заставляет его появляться у них снова и снова.
Мне особенно понравился момент, когда Гофмиллер читает восточные сказки и натыкается на историю о юноше, который встречает лежащего на дороге хромого старика. Старик просит юношу взять его себе на плечи и понести, ведь он не может сделать ни шагу. Юноша, охваченный жалостью, сажает хромого себе на спину. И этот беспомощный с виду старик оказывается на самом деле - джинн, злой дух. Он обвивает шею юноши "волосатыми ногами" и начинает эксплуатировать его.
"и несчастный вынужден нести джинна, куда тому захочется, отныне у него нет собственной воли: он вьючный осёл, раб злого погонщика; и пусть у него от усталости подгибаются ноги, а во рту пересохло от жажды, он должен, одураченный собственной жалостью, бежать всё вперёд и вперёд, неся на плечах свою судьбу - злобного, бесчестного, коварного старика"
Интересную параллель провёл автор, правда?
Воронка событий затягивает героя, он знакомится с лечащим врачом Эдит. По просьбе её отца он допрашивает доктора: когда, когда больная сможет снова ходить? Врач отвечает уклончиво, но доброе (или трусливое?) сердце Антона не может сказать об этом Кекешфальве прямо как есть. Что бы не расстраивать старика с больным сердцем, он преувеличивает слова врача, и на следующий день все обитатели дома уже на 100% уверены, что хромая скоро начнёт ходить, нужно только пройти новый курс лечения.
Гофмиллер при этом выглядит героем, принёсшим добрые вести. Его сердце разрывается при мыслях о том, что он по факту обманывает их всех, но в то же время он счастлив, что сделал всё семейство снова счастливыми и окрылёнными новой надеждой. Удар настигает его тогда, когда радостная Эдит припадает к его губам страстным поцелуем - он не ожидал, что вызвал в ней такие чувства.
Особенно интересно читать его мысли об этом - неужели калека может тоже любить? Неужели эта несчастная хромая может испытывать страсть?
"...она, больная, несчастная, могла любить и хотела быть любимой. Что этот ребёнок, это незрелое и беспомощное создание посмеет желать и любить чувственной любовью зрелой женщины."
"я видел в ней только страдалицу, больного ребёнка, но не женщину. Ни на одно мгновение не допускал я мысли, что под этим одеялом (он имеет ввиду одеяло, которым были накрыты немощные ноги) скрывается обнажённое тело женщины, испытывающее желание и жаждущее быть желанным!"
Несколько наивно для 25-летнего лейтенанта, не правда ли? Неужели он правда думал, что одинокая искалеченная девушка может видеть в нём только друга и приятного собеседника?
Герой хочет сбежать, убежать далеко и не видеть "всего этого". Настолько он напуган. Но обстоятельства складываются так, что врач и отец Эдит снова пускают в ход все свои умелые манипуляции, и вот Гофмиллер уже обещает жениться на Эдит после того как она вылечится.
Новая волна страданий накрывает Антона - ему стыдно, что его полковые товарищи узнают, что он помолвлен с калекой. Ему невыносимо, что над ним будут смеяться, что он породнился с полуеврейкой, женился на её деньгах, оказался опутан их сетями. Он мучается, представляя, как его друзья увидят её хромые ноги, как она будет ходить перед ними на костылях "тук-тук, ток-ток". Этот звук буквально преследует его, он бежит от этого звука.
Неприятно было читать все эти его измышления. Всё-таки человечество сильно продвинулось в толерантности и гуманности. Сегодня никому не придёт в голову смеяться над калекой. Сегодня не считается зазорным жениться или выходить замуж за паралитика или инвалида, люди стали добрее.
В решительный момент Гофмиллер не выдерживает гнёта страстей, он решает прекратить длящуюся муку и бежит от невесты. Ему не хватило смелости идти до конца, он стал игрушкой обстоятельств.
Я считаю, что Нетерпение сердца необходимо прочитать каждому в юности, что бы понять насколько далеко может завести человека его излишнее сострадание и покорность чужой воле. Кто такой Гофмиллер - добрый человек или слабая, бесхребетная личность? Как мы должны относиться к такому человеку - жалеть или презирать?