Коррекционные занятия глобально делятся на два типа: индивидуальные и групповые.
С индивидуальными все понятно: в кабинете ребенок и специалист. А вот что с групповыми? И зачем они вообще нужны?
Занятия в условиях мини-группы – это, в первую очередь, элемент социализации. Пусть у ребенка и ДЦП (моторное нарушение), однако ж навык общения ему будет жизненно необходим. Именно поэтому часто детей собирают в группы по возрасту или уровню интеллектуального развития, чтобы заложить в них базовые нормы коммуникации между собой.
То же самое касается и психо-коррекции. Одно дело, когда ребенок с РАС занимается один на один со специалистом, будь то: логопед или нейропсихолог. И совсем другое дело, когда детей двое или трое.
Другой формат групповых занятий представляет собой мини-группу из одного ребенка и двух специалистов. Например, в нейропсихологии желательно, чтобы наряду с нейропсихологом присутствовал этакий ассистент, «фея». И да, «фея» – это не наше жаргонное полуюморное определение, а вполне себе закрепленное название ассистирующего специалиста во время поведенческой терапии.
Зачем ребенку сразу два специалиста?
Первая причина необходимости сразу двух специалистов на занятии не касается собственно ребенка. А относится скорее к удобству специалистов. Зачастую нейропсихологу сложно заниматься в одиночку. Например, если у ребенка есть грубое моторное нарушение, то заниматься с ним сложно чисто физически. На помощь приходит «фея»: временами поддерживает голову, фиксирует осанку или же помогает выработать новые двигательные навыки.
Тут у напарника больше тьюторская роль сопровождающего.
Иное обстоит с комбинированными занятиями, когда нейропсихолог берет к себе в помощь инструктора адаптивной физкультуры.
Но давайте сначала разберемся, чем может занимаеться нейропсихолог. Нейропсихолог учит ребенка на практике использовать свои двигательные и умственные возможности. На ЛФК и у дефектолога ребенок приобретает навыки в чистом виде. И ему совсем не очевидно, что эти навыки можно применить где-то за пределами кабинета специалиста. Тут-то и подключается нейропсихолог – он интегрирует ребенка в быт, приспосабливает его к той домашней работе, которая нам с вами знакома и понятна.
Итак, начинаем занятия «обучение социальным навыкам + АФК»
Что мы видим? – Специалист отрабатывает с ребенком навыки захвата, проводит сенсорный ввод, тестирует с ребенком различную столовую утварь: вилки, ложки, лопатки.
Когда у ребенка наступает утомление от рутинной деятельности, эрготерапевт отдает ребенка на поруки инструктору АФК. Тут всё стандартно: упражнения с мячиками, прыжки на фит-боле, обручи, резинки, орто-коврики – упражнения на силу, координацию, выносливость.
После такой своеобразной паузы специалисты возвращают ребенка к отработке бытовых навыков.
Зачем так нагружать ребенка?
Парадокс в том, что ребенок, занимаясь сразу и обучением социальных навыков и АФК, наоборот, устает меньше. Почему? А всё потому, что отдых здесь осуществляется через смену деятельности. Наш мозг устает от рутины, от однообразных действий. Как только ребенку надоело перебирать гречку с нейропсихологом, он идет заниматься активными упражнениями к инструктору АФК и разгружает нервную систему. В восприятии ребенка с нейропсихологом он работает и напрягается, а с инструктором АФК – играет в мячики, отдыхает.
При этом, нагружая тело физически, ребенок тоже утомляется. И отдых в этом случае у него происходит с нейропсихологом.
Вот такой замкнутый круг реабилитации. С нейропсихологом ребенок устает психикой – идет отдыхать на АФК. На АФК устает физически – идет отдыхать к нейропсихологу, отвлекаясь от физических нагрузок перекладыванием предметов с места на место.
В итоге, групповые занятия могут преследовать сразу несколько целей:
• социализация ребенка;
• отработка навыка коммуникации;
• переключение центральной нервной системы с одного вида деятельности на другой, чтобы избежать перегруза ЦНС.