или ложка дегтя современного российского кинематографа
Ну, что же пришла пора поговорить об этих сериалах. «Культовых», как их еще называют на некоторых культурных телеграм-каналах. Что правда, то правда. Оба сериала в чем-то культовые. Давайте разбираться в чем?
Признаюсь честно, посмотрел его давно и все время обдумывал с какой стороны подойти к ним.
Поэтому начну с главного, сериалы практически идеальны, как это обычно бывает с теми фильмами, которые взяли за основу сильные истории, над которыми работали хорошие сценаристы, и над сюжетом не издевались ни режиссер, ни продюсеры. То есть ни режиссеры, ни продюсеры не стал показывать, что они круче сценариста, а аккуратно переработали их идеи под многосерийность, убрав то, что нельзя показать кинематографическим языком и добавив визуального ряда.
Но такое в российском кинематографе возможно только в одном случае, если сам сценарист закладывает в свой сценарий ту самую «ложку дегтя» в окружающую действительность и причем делает это максимально талантливо. Настолько талантливо, что зритель понимает, что ему подсунули гадость уже в самом финале, когда как говориться «фарш уже нельзя провернуть обратно» и это нельзя уже развидеть.
Что же в этих фильмах не так? Как вы уже поняли: финал. Знаете, больше всего я, пожалуй, разочаровался именно в финале «Вампиров средней полосы», которых три сезона смотрел и ждал каждую серию, как когда-то страна ждала продолжения «Семнадцати мгновений весны». И вот в последней серии случилась одна единственная фраза, которую даже никто и не заметит, но она войдет в сознание людей, гораздо сильнее и крепче, чем вся «Повесть временных лет».
К чему я о ней заговорил? Ну, фильм про вампиров посмотрят все, а вот ПВЛ прочитает несколько человек и не все даже в ней найдут то, что Крив (из их рода кривичей якобы вышел главный вампир сериала) и Вятко (от него пошли Вятичи) на самом дели были братьями, которые сели на реках: Крив по Днепру, чтобы контролировать путь «из варяг в греки», а Вятко сел по Оке, чтобы контролировать путь из «варяг к персы». В общем, они не могли враждовать между собой. По истории: варяги пришли с севера и начали убивать. Варяги, а не Вятичи. Но в фильме-то это сделали Вятичи. И теперь львиная доля зрителей будет считать также, не понимая, где заканчивает реальность, а начинается вымышленная история. Произошла очень тонкая подмена понятий, которая как та ложка дегтя испортила мед. (Да, да, я знаю, что ПВЛ сама по себе сборник придуманных историй, но там ведь были братья, и они не враждовали, а в сериале «ВСП» они уже враждуют).
А что не так в сериале «Библиотекарь»? Немного заспойлерю: история такая же вымышленная, как и у вампиров. Якобы некий советский автор, написал семь книг, которые если их читать, дают читателю различные дополнительные опции: силу, память, волю, терпение и так далее, в общем позволяет стать на какой-то период сверхчеловеком. Люди объединяется в читальни, ищут по всей стране экземпляры этих книг. И самое главное: седьмую книгу, в которой якобы есть смысл всех семи книг. Главный герой находит эту седьмую книгу, читает ее и… в итоге запирается в бункере, чтобы читать все семь книг подряд без перерыва, чтобы даровать всем нам второй шанс на спасение, а всему миру ощущение счастья.
И после просмотра этого сериала у зрителя появляется чувство, а может и правда, где-то сидит такой библиотекарь и читает эти книги за нас? А далее так и напрашивается фраза «… как какие-то монахи в монастырях». И вот эта напрашиваемая фраза и есть та самая ложка дегтя, ради которой и крутится все кино. Потому что выводит такую мысль, что: коммунистические идеи, суть таже религия для кучки полоумных фанатов, которые будут совершенно безобидными, если их запереть в бункерах советской эпохи.
А ведь отец главного героя хотел дать эти книги всем людям, чтобы они также их читали и сами решали, что хорошо, а что плохо, сын же прячется от всех проблем за чтением книг, считайте за молитвой. И вот в это и есть, на мой взгляд, главный грех и подвох сериала, и повторюсь «ложка дегтя». Она усыпляет зрителя, дает ему ощущение того, что где-то сидит человек и читает ради нас некие тексты, молитвы, которые и позволяют миру быть, и не дают ему окончательно разрушится. Тем самым снимается проблема ответственности со зрителя. Раз за нас молятся, то можно творить, что угодно без проблем, все потом исправят другие люди. И вообще, можно книг других не читать. Зачем?
Мол, дальше можно делать, что хочу, а там кто-то все отмолит, отчитает. Но это ведь неправда?!
Меня тут спросили, как-то, ну вот ты пишешь здесь такие статейки, а зачем, что это изменит, раз против людей работает целая система. Ну, статейки, это из разряда «предупрежден, значит, вооружен», но взамен же я всегда предлагают что-то из своего творчества, что, как мне кажется, поможет людям действовать, а не молится.
Вот к примеру «Кодекс Защитника» из сборника остросюжетной литературы «Законы Поединка» предлагает подумать, как мог бы изменится мир если бы в нем было место «судебному поединку по правилам Суда Божьего: https://author.today/work/169784
Я его называю самым счастливым сценарием развития будущего. И многие с этим соглашаются.
На Литрес тоже есть: https://www.litres.ru/book/eduard-semenov/zakony-poedinka-67751915/