26 августа 2023 года, в рамках XII Московского международного кинофестиваля «Будем жить», впервые в Москве, в Центральном доме кинематографистов, была показана «Тропа» (Орык Jол) Михаила Кулунакова. Картина стала первым художественным полнометражным алтайским фильмом.
В одной из долин живописного Алтая живёт небольшая семья: муж, жена да сын. Вокруг – будто ни души. Только лишь массивные, величественные горы и скромная поляна. Живут в кажан аиле (таком шестигранном домике из брёвен), ведут традиционное хозяйство: пасут коров, собирают яблоки (кстати, символ плодородия в культуре алтайцев), охотятся.
И вот однажды Адучи (Вадим Деев), отец семейства, ранним утром отправляется пробивать тропу через горы. И возвращается он только лишь поздней ночью. И так день за днём, день за днём. Даже сына (Адар Тобошев), помощника по хозяйству, выдёргивает на эту авантюру. Адучи рассказывает мальчику легенду о великом алтайском богатыре Сартакпае, который прорубил тропу людям. Который помог плачущим, стонущим алтайским речушкам протекать в Ледовитый океан, не сталкиваясь с препятствиями, не разбиваясь на множество ручейков.
– Ты прям, как Сартакпай: хочешь помочь людям.– Возможно.
Только вот желание тропу прорубить превращается в непомерную одержимость. Адучи чуть ли не сутки напролёт проводит в горах, несмотря ни на какие невзгоды. А ведь господа гор суровы и безжалостны, склонны сердиться и в целом характер проявлять, давая понять крохотному человеку, у кого здесь сила на самом деле. Но этот крохотный человек всё так же самозабвенно продолжает своё дело, несмотря даже на то, какие вызовы бросает жизнь его семье.
Никто несчастной Карагыс (Лия Санаа) не помогает: всё сама, всё сама. И готовка, и уборка, и стирка, и теперь уже и заботы о запасах продовольствия да укреплении жилища. Ещё и холостой ветеринар (Аржан Товаров) из их поселения всё завоевать её пытается, видя отсутствие мужа (такое в целом-то трудно не заметить!). А она, преданная своей семье, несмотря на непонимание со стороны Адучи, тянет всё на себе, как бы тяжело ни было, на какие бы жертвы ни пришлось пойти. Всю себя Карагыс отдаёт во благо достижения своей, казалось бы, такой простой цели – родить девочку. В этом заключается её рай.
Она проявляет поистине титанические усилия ради этого, ведя хозяйство чуть ли не полностью в одиночку, уделяя внимание мужу и сыну, а также проводя пробирающие до дрожи, до души обряды алтайскому небесному божеству – молодой, красивой, доброй Май-Эне. И хотя никого в жертву не приносят, но длинные красные бусы подобно крови струятся по семейному ложу. Но её рай не может быть построен без мужчины, равно как и его рай – без женщины. И даже если вроде как появляется лучик надежды на совместное достижение той самой счастливой гармонии (и даже Карагыс меняет одежду на светлую, серьги с красными бусинами надевает), то, кажется, он слишком неуловим и скоротечен (а тут уже мы можем наблюдать героиню в жёлтом и чёрном одеянии).
И только лишь алтайским божествам известно, к чему их стремления приведут.
Картина была показана на языке оригинала – алтайском, с русскими субтитрами. Её представили режиссёр Михаил Кулунаков («Стаффаж», «Корбеничи») и один из актёров Аржан Товаров (артист Национального драматического театра им. П.В. Кучияка), которые ответили на множество вопросов зрителей после показа.
Михаил поделился фактами из истории создания фильма.
Вы не поверите, но этот фильм никто не должен был видеть.
Он вместе женой Ольгой, оператором «Тропы», пробил эту самую тропу, провёл своеобразный обряд, со временем всё же найдя необходимых продюсеров, финансирование и т.д. Но процесс создания фильма Михаил невольно сравнил с пробитием тропы через горы мужчиной, которого однажды увидел. И ему казалось, что у него всё происходит так же: выполняет бессмысленную работу непонятно, кому и для чего, а вокруг рушится всё, а дома семья. Сценария особо не было, во многом – это импровизация.
В процессе работы режиссёру стала интересна линия женщины.
Она жертвует всем ради этой одержимости.
Весь фильм вышел о том, что рай невозможен. Она хотела создать свой рай, но для этого нужен он, чтобы был рядом и помогал ей. Рай возможен только тогда, когда они вместе в одном направлении работают, вместе созидают. Но что бы она ни делала, её рай будет рушиться.
Интересно и взаимодействие съёмочной группы с природой. Хотя местные жители уверяли Михаила, что не дождётся он желанного снега до Нового года, всё же на следующий день он, мягкий и пушистый, выпал. И позднее режиссёру очень захотелось, чтобы ветер хоть подул, и вскоре он услышал сильные, урагану подобные, воздушные потоки. Лии Санаа (кстати, бухгалтер в государственном учреждении!) пришлось выбежать на улицу в той же одежде.
Хотя яблоки и являются символом плодородия в алтайской традиции, художнику Павлу Свинцову (единственному из Санкт-Петербурга!) была поставлена задача показать зрителю тот самый потерянный рай, который разрушается. Эта идея и обросла кадрами с яблоками. То есть Михаил стремится говорить со зрителем общекультурными фразами.
Обряд богине Май-Эне для зачатия ребёнка – во многом фантазия самого режиссёра, поскольку, несмотря на его общение с научными сотрудниками, он является сакральным и женщины его никому не показывают. Всё, что ему дали, – сами слова обряда.
И если знания об обряде взяты у исследователей, то вот эпизод с мытьем волос сывороткой вдохновлён бабушкой режиссёра, которая таким образом смягчала жёсткие волосы (а они завидные и у главной героини).
Узнали и о некоторых режиссёрах, которые ценятся Михаилом. Среди них, например, Борис Хлебников («Снегирь», «Аритмия») и Андрей Звягинцев («Елена», «Изгнание»).
Зал – как просто любители кино, так и представители Алтайского землячества – очень тепло встретил этот дебют, продемонстрировавший столь знакомую многим ситуацию, столь прочувствованные эмоции и переживания, красоты невероятной алтайской природы, мировоззрение коренных жителей Алтая и стержень характера алтайских женщины и мужчины.
«Тропа» уже имеет за собой целый ряд наград. Так, на VII Арктическом международном кинофестивале «Золотой ворон» (проходил на территории крайнего севера в Чукотском автономном округе г. Анадырь!) Михаил Кулунаков получил статуэтку «Золотой ворон» за лучшую режиссёрскую работу конкурса полнометражных игровых и неигровых фильмов, а исполнительница главной роли Лия Санаа получила Специальный диплом жюри с формулировкой «За лучшую женскую роль и безупречный дебют».
Ну а следующий фильм Михаила Кулунакова ожидается весной-летом следующего года.
XII Московский международный кинофестиваль «Будем жить» проходит с 24 по 31 августа 2023 года на 2 площадках: в Центральном доме кинематографистов, а также в Кинотеатре-шатре на Поклонной горе.