Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Крысы Шах Даула: цыгане до этого не додумались

Попрошайничество не является грехом ни в исламе, ни в христианстве, ни в какой-либо другой из крупных религий. Подача милостыни, напротив, считается хорошим поступком - для мусульман это и вовсе один из пяти столпов веры.

Да даже если не обращать внимание на священные книги, если обычный человек смотрит на нищего, а тем более, на больного нищего, то у него сердце сжимается. И рука сама тянется к кошельку.

В 19-м веке в Западной Европе ходили байки про тайную организацию компрачикос (по-испански - "скупщики детей"). Якобы, они намеренно скупали детей с отклонениями у бедного населения, а когда их было недостаточно - делали таких самостоятельно. Цель состояла в том, чтобы сделать из них попрошаек.

На востоке нечто подобное тоже было - лучше всего известны пакистанские "дети-крысы", которые являются главными профессиональными нищими в этой стране и собирают порой невообразимые суммы.

-2

В 17-м веке, по время правления Аурангзеба, самого могущественного императора Великих Моголов, в пенджабском городе Гуджрат (не путать с индийским штатом Гуджарат) жил святой суфий по имени Шах Даула. Ему приписывалась сила исцелять женщин от бесплодия. Но делал он это не бескорыстно, а при условии, что своего первенца благодарные родители будут обязаны отдать в храм. Если же они не исполняли это обещание, все последующие дети рождались больными.

По легенде, храмовым младенцам надевали железные накладки на голову, что останавливало их рост. По мере взросления, у них получалась очень специфическая внешность, что позволяло им эффективней собирать милостыню. Возникло суеверие, что отказ в подаянии станет причиной долгих жизненных неудач. Местные жители считают, что такие люди ближе к богу.

Из-за их характерного облика в Пакистане их называют "дети-крысы" или чуа. Собирают куда больше других попрошаек, что давно привело к формированию "нищенской мафии". Сначала такие дети жили только в храме Шаха Даула, но с 20-го века предприимчивые люди стали брать их в аренду, чтобы делать бизнес в других частях страны. Это стало известно, и в конце 1960-х годов правительство установило свой контроль над храмом и такими детьми. Сейчас в Пакистане их несколько тысяч.

-3

Такое интересное явление не могло не заинтересовать британскую колониальную администрацию, а затем и независимые пакистанские власти. Также, вопросом "детей-крыс" занимались десятки энтузиастов - чиновников, врачей и ученых-антропологов. И со временем байки об умышленном производстве таких людей с помощью принудительной фиксации головы в младенческом возрасте были отвергнуты. А исламский святой, который, якобы, этим занимался, реабилитирован.

Сама возможность сознательного изменения формы головы была опровергнута. Тем более, что это только одна из особенностей чуа - все они умственно отсталые, большинство не могут говорить, а железными накладками это не объясняется.

Дело в том, что в современном Пакистане до 60 % браков заключаются между двоюродными братьями и сестрами - бедные люди таким образом пытаются уйти от уплаты калыма. Это приводит к высокому распространению микроцефалии - название заболевания, собственно, и переводится, как "маленькая голова". Так что, нет необходимости делать таких детей "промышленным способом".

-4

В прошлом все было точно так же, и Шах Даула, по всей видимости, стал основателем социального приюта для людей с неизлечимым недугом. Но со временем его последователи научились эксплуатировать своих подопечных и зарабатывать с их помощью звонкую монету.

Неудивительно, что правительство Пакистана стало контролировать храм.