Найти тему

Опять все пропало в Великобритании

Британские ученые опросили 2400 британских неученых для того, чтобы выяснить регулярность потребления последними чая и кофе. И оказалось, что 63% опрошенных регулярно пьют кофе, и только 59% — чай. А еще (и по результатам другого опроса) выяснилось, что за последний год жители Великобритании приобрели в супермаркетах 533 миллиона упаковок кофе и всего 287 миллионов упаковок чая. А еще в день все британцы вместе выпивают примерно 100 миллионов чашек чая и примерно 98 миллионов чашек кофе.

Оставим сейчас без комментариев то, что понятие регулярности в первом опросе требует уточнений и что сравнение объемов потребления и, тем более, употребления напитков по продажем пачек в супермаркетах будет очень неточным. Это все, конечно, важно — но все это мелочи и детали. Так или иначе, но потребление кофе в Великобритании растет, а потребление чая — падает.

Основной причиной этого падения британские эксперты называют большую динамичность и большее вкусовое разнообразие кофе по сравнению с чаем. Под вкусовым разнообразием в данном случае понимается тот факт, что потребителю предлагается широкий выбор разнообразных кофейных напитков — привлекательных внешне и вкусненьких внутри.

А массовая британская чайная культура вот уже несколько десятилетий оперирует чайным пакетиком с простым, как швабра, чаем, утопленным в кружке и залитым молоком. До массового распространения домашних кофе-машин и не менее массового распространения кофеен унылый повседневный британский чай оставался главным домашним напитком из-за простоты приготовления — но и в этой нише кофе активно чай в Великобритании вытесняет. Естественно, не только за счет домашних кофейных автоматов и кофеен — не нужно забывать о растворимом кофе.

Подача чая в чайной Tea (Лондон, Великобритания) в 2010 году. В настоящее время чайная закрыта. © Ольга Никандрова
Подача чая в чайной Tea (Лондон, Великобритания) в 2010 году. В настоящее время чайная закрыта. © Ольга Никандрова

А вообще, конечно, это удивительно, что существует целые чайные культуры, в которых чай — напиток во вкусовом плане несопоставимо более разнообразный, чем кофе — сенсорно кастрирован настолько сильно, что проигрывает кофе именно во вкусовом разнообразии. Чайная культура воистину удивительна. И разнообразна…

Английская пресса, кстати, уже второй день публикует алармистские статьи о том, что все пропало, гипс снимают, клиент уезжает. Ну то есть о том, что чай перестал быть главным британским напитком. И это, конечно, забавно. Во-первых, потому что доминировние чая в британской безалкогольной напитковой культуре явление относительно свежее — еще в начале XIX века британцы кофе пили больше, чем чая. Так что возврат Великобритании к кофе — это, своего рода, возвращение к корням.

Во-вторых, меня вообще забавляет европоцентричный дешевый и черночайный алармизм. Он, этот алармизм, касается рынков и специалистов, которые перестали быть ключевыми — однако сохранили, скажем так, заметное культурное влияние. И активно масштабируют свои переживания на весь чайный рынок. Ну и пусть их.

Еда
6,93 млн интересуются