Детский мир сказок и волшебства не вмещает в себя смерть. Ей нет там места. В этом мире всегда добро побеждает зло, жизнь бесконечна и прекрасна, а благородные поступки бывают вознаграждены: Лягушка превращается в Царевну, Иван-дурак – в удалого молодца, Принц находит свою Золушку, а на крайний случай всегда есть живая вода.
«Сказка странствий» стала первой и, пожалуй, единственной, перевернувшей детские представления о соотношении сил добра и зла в мире и о том, какой ценой достигается благая цель. Это была страшная сказка. Мистическая. Умная. Глубокая. Пугающая. Завораживающая. Рождающая бурю мыслей и чувств. Пробуждающая мысль и сердечную боль.
А начиналось всё вполне обыкновенно.
Когда-то в давние века, а может быть, и раньше, в маленьком княжестве между гор и озера праздновали приход зимы…
По заснеженным улочкам крохотного средневекового городка бредут двое: худенькая белокурая девочка держит за руку усталого замёрзшего мальчугана.
Хлипкие одежонки и рваные шали, в которые закутались дети, странно контрастируют с бутафорскими ангельскими крыльями и нимбами на проволочках.
Это Марта и её брат Май. Кружатся снежинки, весёлые горожане с факелами пляшут под музыку, откуда-то доносятся ароматы праздничных яств: в быке жарится баран, в баране индюк, в индюке утка, в утке перепёлка, объясняет девочка маленькому брату.
Но на их долю остаются только объедки, брошенные из жалости, да пустая бутылка вина, в которую Марта нальёт воду – для запаха.
Продрогшие, брат и сестра возвращаются в бедную каморку с давно потухшим очагом. Они могли бы стать очень богатыми, ведь маленький Май обладает редким даром: он «чувствует» золото и может находить клады. Но близость сокровищ вызывает сильную головную боль, потерю сознания и может попросту убить мальчика. Марта жалеет его и не хочет во зло брату воспользоваться его способностями.
Да вот беда: двое разбойников проведали про них и украли ребёнка. Обезумев от горя, Марта пускается на поиски…
Так начинается эта история. Это просто сказка – ровно до того момента, как на пути Марты появляется странствующий врач, философ и изобретатель Орландо. Недотёпа, добряк, фантазёр, мечтатель, он записывает пришедшие ему в голову идеи на обрывках бумаги и рассовывает по карманам своего плаща. Он препарирует трупы, чтобы понять, как устроено человеческое тело, и помогать живым.
Орландо вовсе не борец и не герой, он бродил по свету без всякой цели, и теперь вперёд его толкает только непреклонная воля и одержимость Марты – так кажется на первый взгляд.
Возможно, этот образ так и остался бы добрым, бесхитростным, незамысловатым, если бы безграничный талант сыгравшего Орландо Андрея Миронова не наделил его глубиной, многогранностью и схожестью то ли с булгаковским Мастером, то ли с Иешуа Га-Ноцри – смиренным праведником, идеальным земным человеком, искренним, беззащитным и кротким.
А следом и сказка превратилась в философскую притчу о людских несовершенствах, обыкновенном подвиге и бессмертии души.
Нет, он совсем не идеален и не прочь сделаться гедонистом, оставшись в благословенных краях, где румяные селяне и давно не влезающие в доспехи пузатые рыцари с венками ромашек на головах водят хороводы на теле огнедышащего дракона, увязнувшего в болоте.
Но слишком быстро становится очевидным, что эти люди, погрязшие в лени и обжорстве, закосневшие в сытом довольстве, на самом деле жестоки и злы. Они не ценят своего благоденствия и безжалостно разрывают воротом тело дракона (символ Земли и её богатых недр), чтобы найти «огненную жилу» (аллегория потребительского отношения человечества к природным ресурсам), а Марту готовы убить лишь за то, что ей претит их бесцельное существование и она хочет уйти. Тогда-то Орландо, кажущийся таким безвольным и трусоватым, без колебаний бросается ей на помощь.
Кажется, они вот-вот настигнут разбойников, укравших Мая, но тем удаётся ускользнуть.
«Они его замучили, – в отчаянии кричит Марта, – я убью их!» «Не говори так! Кто убивает человека – убивает дважды: он убивает человека и в себе!» – убеждает её Орландо.
Много, много испытаний ждёт наших героев. Орландо станет жертвой доноса и будет замурован в башне, а Марта решит разделить с ним страшную участь. Они спасутся, улетев на крыльях «рукотворного нетопыря», изобретённого Орландо, но окажутся в городе, охваченном эпидемией чумы.
Если вы смотрели этот фильм, то наверняка помните наводящие ужас похоронные процессии под чёрным саваном, бредущие по улицам средневекового города, опустошённого смертью; помните мрачные фигуры с огромными когтистыми лапами-граблями, сгребающими в кучи пепел от сожжённых трупов, и дома, охваченные огнём.
«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими».
«Сказка странствий», Орландо
Но по-настоящему жутким кошмаром стала Чума – нищенка на ступенях лестницы, протянувшая руку будто бы за милостыней, а на самом деле цепко схватившая детскую ручонку, она же – дама на чёрном скакуне, преследующая Орландо, Марту и двоих спасённых ими детей.
Подлая старуха всё-таки успела дотронуться до Орландо, и вот уже смерть туманит ему глаза. Это первое серьёзное потрясение для души маленького зрителя: как?! Умер?! И нет живой воды, и не явилось чудо, которое воскресило бы его? Как же так, значит, зло торжествует?
«Жизнь – это большая река, мудрец никогда не станет бороться с волнами. Он плывёт по течению, потому что знает: течение само вынесет, куда надо».
«Сказка странствий», Орландо
Да, неотвратимое свершилось. И вот уже равнодушные и неумолимые могильщики подносят факел к бездыханному телу Орландо; горят и превращаются в пепел обрывки его драгоценных записей, а Марта в отчаянии от горя падает на землю и простирает руки, пытаясь повторить очертания тела, которого больше нет…
…Прошло десять лет. Марта всё так же бродит по свету в поисках брата, а встречает его случайно. Да, молодой принц – хозяин замка, богач, подлый и безжалостный негодяй, готовый ради забавы затравить её собаками, и есть тот маленький мальчик, которого она так долго искала. Разбойник Горгон, когда-то укравший мальчика, гордится тем, что воспитал его по своему образу и подобию: законченным мерзавцем.
«Я пойду, – опустошённо говорит Марта. – Если бы ты знал, какой человек погиб из-за тебя… Лучше бы я тебя не находила. Я всегда буду думать о том, каким ты был и каким ты стал».
«А я думал, мы полетим домой» – отвечает Май. «Полетим?..» – с изумлением и надеждой оборачивается к нему Марта.
«– Ты знаешь… Странность какая-то… Мне привиделось, будто мы летим с тобой на таких самодельных крыльях, или парусах…»
«– Синих?..» «– Синих. Откуда ты знаешь?»
«– …Орландо?!» «– Что, девочка?...»
Интересные факты о фильме
- На роль Орландо, помимо Андрея Миронова, пробовался Леонид Филатов, который снимался у режиссёра Александра Митты в его предыдущей картине «Экипаж». «Умный, язвительный, ироничный, с бешеным внутренним темпераментом. Актер, который нерасчетливо сжигал себя на съемках», – так отзывался о нём Митта, полагая, что Филатов мог поднять «Сказку странствий» до уровня философской притчи. На другой чаше весов – талант Андрея Миронова: «Сейчас, после ранней смерти Миронова ясно, что это был актёр будущего. Он уже в те годы создавал искусство там, где оно не признавалось за искусство: на площадке развлечения. Теперь его энергия осталась бессмертной частью нашей жизни. Но тогда это только угадывалось».
При этом Леонид Филатов держался подчёркнуто отстранённо и как будто совсем не интересовался, получит ли роль, а Миронов, напротив, проявил бешеную активность: пригласил режиссёра домой, где импровизировал, пел, танцевал, читал сценарий и мгновенно преображался, входя в образ, не оставив таким образом Митте ни единого шанса для сомнений.
Читайте также:👨
- Роль Мая сыграла семилетняя Ксюша Пирятинская. Александр Митта долго не мог определиться с претендентом на роль маленького золотоискателя – всё было не то. Ксюшу он увидел на катке: в ней режиссёра подкупило упорство, с которым девочка отрабатывала элементы – она плакала, но не сдавалась.
- Татьяне Аксюте на момент работы над картиной было 25 лет. Андрей Миронов, который находился в тяжёлом эмоциональном состоянии, поскольку недавно потерял отца, взял на съёмки в Ялту свою девятилетнюю дочь Машу, считая, что они с Татьяной «были как бы одного возраста – значит, подружки». Только к концу съёмок он начал воспринимать свою партнёршу по фильму всерьёз.
По мнению Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам, роль Марты требовала переозвучания. «Эта героиня в картине явно истерична, не вызывает достаточных симпатий и сочувствия». В результате Марту озвучила Марина Неёлова.
- Художественный совет раскритиковал фильм. В заключении от 20.09.1982 года значилось: «Авторам подчас изменяет чувство меры. «Чума в городе» – с красными пятнами, гробами и факелами – из области «страшных историй» не самого высокого вкуса. То же относится к эпизодам драки, пира в замке, эпизода с драконом и пр. Хотелось бы, чтобы в фильме было больше юмора и меньше нагнетения ужасов».
«Исключены должны быть и «устрашающие» подробности, связанные с мотивом чумы, необходимо избавиться и от лишних кадров со скелетами, крысами и прочих аксессуаров «фильма ужасов»… (Из заключения Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам от 19.11.1982, источник https://www.mosfilm.ru)
В первый год выхода «Сказки странствий» на экраны её посмотрели 13,6 млн. зрителей.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается