Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«…Орландо?!» «Что, девочка?» Мистическая и жуткая сказка-притча с Андреем Мироновым о доброте, силе зла и переселении душ

Оглавление

Детский мир сказок и волшебства не вмещает в себя смерть. Ей нет там места. В этом мире всегда добро побеждает зло, жизнь бесконечна и прекрасна, а благородные поступки бывают вознаграждены: Лягушка превращается в Царевну, Иван-дурак – в удалого молодца, Принц находит свою Золушку, а на крайний случай всегда есть живая вода.

«Сказка странствий» стала первой и, пожалуй, единственной, перевернувшей детские представления о соотношении сил добра и зла в мире и о том, какой ценой достигается благая цель. Это была страшная сказка. Мистическая. Умная. Глубокая. Пугающая. Завораживающая. Рождающая бурю мыслей и чувств. Пробуждающая мысль и сердечную боль.

А начиналось всё вполне обыкновенно.

Когда-то в давние века, а может быть, и раньше, в маленьком княжестве между гор и озера праздновали приход зимы…

По заснеженным улочкам крохотного средневекового городка бредут двое: худенькая белокурая девочка держит за руку усталого замёрзшего мальчугана.

Художественный фильм «Сказка странствий», 1982. Режиссёр Александр Митта. Авторы сценария Александр Митта, Юлий Дунский, Валерий Фрид. Совместное производство киностудий «Мосфильм», «Совинфильм», «Баррандов» (Чехословакия), «Букурешти» (Румыния). В роли Марты Татьяна Аксюта, в роли маленького Мая – Ксения Пирятинская
Художественный фильм «Сказка странствий», 1982. Режиссёр Александр Митта. Авторы сценария Александр Митта, Юлий Дунский, Валерий Фрид. Совместное производство киностудий «Мосфильм», «Совинфильм», «Баррандов» (Чехословакия), «Букурешти» (Румыния). В роли Марты Татьяна Аксюта, в роли маленького Мая – Ксения Пирятинская

Хлипкие одежонки и рваные шали, в которые закутались дети, странно контрастируют с бутафорскими ангельскими крыльями и нимбами на проволочках.

Это Марта и её брат Май. Кружатся снежинки, весёлые горожане с факелами пляшут под музыку, откуда-то доносятся ароматы праздничных яств: в быке жарится баран, в баране индюк, в индюке утка, в утке перепёлка, объясняет девочка маленькому брату.

Но на их долю остаются только объедки, брошенные из жалости, да пустая бутылка вина, в которую Марта нальёт воду – для запаха.

Продрогшие, брат и сестра возвращаются в бедную каморку с давно потухшим очагом. Они могли бы стать очень богатыми, ведь маленький Май обладает редким даром: он «чувствует» золото и может находить клады. Но близость сокровищ вызывает сильную головную боль, потерю сознания и может попросту убить мальчика. Марта жалеет его и не хочет во зло брату воспользоваться его способностями.

-3
-4

Да вот беда: двое разбойников проведали про них и украли ребёнка. Обезумев от горя, Марта пускается на поиски…

Так начинается эта история. Это просто сказка – ровно до того момента, как на пути Марты появляется странствующий врач, философ и изобретатель Орландо. Недотёпа, добряк, фантазёр, мечтатель, он записывает пришедшие ему в голову идеи на обрывках бумаги и рассовывает по карманам своего плаща. Он препарирует трупы, чтобы понять, как устроено человеческое тело, и помогать живым.

Орландо вовсе не борец и не герой, он бродил по свету без всякой цели, и теперь вперёд его толкает только непреклонная воля и одержимость Марты – так кажется на первый взгляд.

Возможно, этот образ так и остался бы добрым, бесхитростным, незамысловатым, если бы безграничный талант сыгравшего Орландо Андрея Миронова не наделил его глубиной, многогранностью и схожестью то ли с булгаковским Мастером, то ли с Иешуа Га-Ноцри – смиренным праведником, идеальным земным человеком, искренним, беззащитным и кротким.

«– Не бойся, я тебя не съем. Наоборот: накормлю. Тебя как зовут? – Марта. – Ну вот, а меня Орландо. А чё ты делала в лесу?» Андрей Миронов со свойственным ему виртуозным даром перевоплощений и в этой роли сумел соединить глубокий драматизм с лёгкой «мироновской» иронией и юмором, характерной мимикой и непередаваемыми интонациями
«– Не бойся, я тебя не съем. Наоборот: накормлю. Тебя как зовут? – Марта. – Ну вот, а меня Орландо. А чё ты делала в лесу?» Андрей Миронов со свойственным ему виртуозным даром перевоплощений и в этой роли сумел соединить глубокий драматизм с лёгкой «мироновской» иронией и юмором, характерной мимикой и непередаваемыми интонациями

А следом и сказка превратилась в философскую притчу о людских несовершенствах, обыкновенном подвиге и бессмертии души.

Нет, он совсем не идеален и не прочь сделаться гедонистом, оставшись в благословенных краях, где румяные селяне и давно не влезающие в доспехи пузатые рыцари с венками ромашек на головах водят хороводы на теле огнедышащего дракона, увязнувшего в болоте.

Но слишком быстро становится очевидным, что эти люди, погрязшие в лени и обжорстве, закосневшие в сытом довольстве, на самом деле жестоки и злы. Они не ценят своего благоденствия и безжалостно разрывают воротом тело дракона (символ Земли и её богатых недр), чтобы найти «огненную жилу» (аллегория потребительского отношения человечества к природным ресурсам), а Марту готовы убить лишь за то, что ей претит их бесцельное существование и она хочет уйти. Тогда-то Орландо, кажущийся таким безвольным и трусоватым, без колебаний бросается ей на помощь.

Растолстевший рыцарь (Вениамин Смехов), который отправился сражаться с драконом, да так и остался в деревне счастливых людей
Растолстевший рыцарь (Вениамин Смехов), который отправился сражаться с драконом, да так и остался в деревне счастливых людей
-7

Кажется, они вот-вот настигнут разбойников, укравших Мая, но тем удаётся ускользнуть.

«Они его замучили, – в отчаянии кричит Марта, – я убью их!» «Не говори так! Кто убивает человека – убивает дважды: он убивает человека и в себе!» – убеждает её Орландо.

Много, много испытаний ждёт наших героев. Орландо станет жертвой доноса и будет замурован в башне, а Марта решит разделить с ним страшную участь. Они спасутся, улетев на крыльях «рукотворного нетопыря», изобретённого Орландо, но окажутся в городе, охваченном эпидемией чумы.

-8
-9

Если вы смотрели этот фильм, то наверняка помните наводящие ужас похоронные процессии под чёрным саваном, бредущие по улицам средневекового города, опустошённого смертью; помните мрачные фигуры с огромными когтистыми лапами-граблями, сгребающими в кучи пепел от сожжённых трупов, и дома, охваченные огнём.

«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими».

«Сказка странствий», Орландо

Но по-настоящему жутким кошмаром стала Чума – нищенка на ступенях лестницы, протянувшая руку будто бы за милостыней, а на самом деле цепко схватившая детскую ручонку, она же дама на чёрном скакуне, преследующая Орландо, Марту и двоих спасённых ими детей.

Чумной город
Чумной город
Чума – Кармен Галин
Чума – Кармен Галин
-12

Подлая старуха всё-таки успела дотронуться до Орландо, и вот уже смерть туманит ему глаза. Это первое серьёзное потрясение для души маленького зрителя: как?! Умер?! И нет живой воды, и не явилось чудо, которое воскресило бы его? Как же так, значит, зло торжествует?

«Жизнь – это большая река, мудрец никогда не станет бороться с волнами. Он плывёт по течению, потому что знает: течение само вынесет, куда надо».

«Сказка странствий», Орландо

Да, неотвратимое свершилось. И вот уже равнодушные и неумолимые могильщики подносят факел к бездыханному телу Орландо; горят и превращаются в пепел обрывки его драгоценных записей, а Марта в отчаянии от горя падает на землю и простирает руки, пытаясь повторить очертания тела, которого больше нет…

– Орландо, я тебя очень люблю. Я даже не знаю, что бы я без тебя делала. Наверное, умерла бы от горя и одиночества. Я бы не перенесла ни этих бед, ни этой дороги. – Я тебя тоже полюбил. Ну, конечно, если бы тебя не было, не умер бы. Но жилось бы намного скучнее. «Сказка странствий»
– Орландо, я тебя очень люблю. Я даже не знаю, что бы я без тебя делала. Наверное, умерла бы от горя и одиночества. Я бы не перенесла ни этих бед, ни этой дороги. – Я тебя тоже полюбил. Ну, конечно, если бы тебя не было, не умер бы. Но жилось бы намного скучнее. «Сказка странствий»
Я тебя ругал. А теперь думаю – может быть, мои великие открытия ничего не стоят?.. Ты обязательно найдёшь брата. Будь ему опорой. Судьба дала ему талант, тебе силу. Такая любовь как твоя – великая сила. Может быть, даже больше, чем талант. «Сказка странствий»
Я тебя ругал. А теперь думаю – может быть, мои великие открытия ничего не стоят?.. Ты обязательно найдёшь брата. Будь ему опорой. Судьба дала ему талант, тебе силу. Такая любовь как твоя – великая сила. Может быть, даже больше, чем талант. «Сказка странствий»

…Прошло десять лет. Марта всё так же бродит по свету в поисках брата, а встречает его случайно. Да, молодой принц – хозяин замка, богач, подлый и безжалостный негодяй, готовый ради забавы затравить её собаками, и есть тот маленький мальчик, которого она так долго искала. Разбойник Горгон, когда-то укравший мальчика, гордится тем, что воспитал его по своему образу и подобию: законченным мерзавцем.

«Я пойду, – опустошённо говорит Марта. – Если бы ты знал, какой человек погиб из-за тебя… Лучше бы я тебя не находила. Я всегда буду думать о том, каким ты был и каким ты стал».

-15
В роли Мая – Валерий Сторожик
В роли Мая – Валерий Сторожик

«А я думал, мы полетим домой» – отвечает Май. «Полетим?..» – с изумлением и надеждой оборачивается к нему Марта.

«Ты знаешь… Странность какая-то… Мне привиделось, будто мы летим с тобой на таких самодельных крыльях, или парусах…»

«Синих?..» «Синих. Откуда ты знаешь?»

«…Орландо?!» «Что, девочка?...»

-17
-18

Интересные факты о фильме

  • На роль Орландо, помимо Андрея Миронова, пробовался Леонид Филатов, который снимался у режиссёра Александра Митты в его предыдущей картине «Экипаж». «Умный, язвительный, ироничный, с бешеным внутренним темпераментом. Актер, который нерасчетливо сжигал себя на съемках», – так отзывался о нём Митта, полагая, что Филатов мог поднять «Сказку странствий» до уровня философской притчи. На другой чаше весов – талант Андрея Миронова: «Сейчас, после ранней смерти Миронова ясно, что это был актёр будущего. Он уже в те годы создавал искусство там, где оно не признавалось за искусство: на площадке развлечения. Теперь его энергия осталась бессмертной частью нашей жизни. Но тогда это только угадывалось».
-19

При этом Леонид Филатов держался подчёркнуто отстранённо и как будто совсем не интересовался, получит ли роль, а Миронов, напротив, проявил бешеную активность: пригласил режиссёра домой, где импровизировал, пел, танцевал, читал сценарий и мгновенно преображался, входя в образ, не оставив таким образом Митте ни единого шанса для сомнений.

Читайте также:👨

  • Роль Мая сыграла семилетняя Ксюша Пирятинская. Александр Митта долго не мог определиться с претендентом на роль маленького золотоискателя – всё было не то. Ксюшу он увидел на катке: в ней режиссёра подкупило упорство, с которым девочка отрабатывала элементы – она плакала, но не сдавалась.
-20
  • Татьяне Аксюте на момент работы над картиной было 25 лет. Андрей Миронов, который находился в тяжёлом эмоциональном состоянии, поскольку недавно потерял отца, взял на съёмки в Ялту свою девятилетнюю дочь Машу, считая, что они с Татьяной «были как бы одного возраста – значит, подружки». Только к концу съёмок он начал воспринимать свою партнёршу по фильму всерьёз.

По мнению Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам, роль Марты требовала переозвучания. «Эта героиня в картине явно истерична, не вызывает достаточных симпатий и сочувствия». В результате Марту озвучила Марина Неёлова.

Андрей Миронов с дочерью Машей на съёмках фильма «Сказка странствий»
Андрей Миронов с дочерью Машей на съёмках фильма «Сказка странствий»
  • Художественный совет раскритиковал фильм. В заключении от 20.09.1982 года значилось: «Авторам подчас изменяет чувство меры. «Чума в городе» – с красными пятнами, гробами и факелами – из области «страшных историй» не самого высокого вкуса. То же относится к эпизодам драки, пира в замке, эпизода с драконом и пр. Хотелось бы, чтобы в фильме было больше юмора и меньше нагнетения ужасов».

«Исключены должны быть и «устрашающие» подробности, связанные с мотивом чумы, необходимо избавиться и от лишних кадров со скелетами, крысами и прочих аксессуаров «фильма ужасов»… (Из заключения Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам от 19.11.1982, источник https://www.mosfilm.ru)

В первый год выхода «Сказки странствий» на экраны её посмотрели 13,6 млн. зрителей.

-22
Человек должен быть сыт. В особенности философ. Голодные философы все злые. «Сказка странствий»
Человек должен быть сыт. В особенности философ. Голодные философы все злые. «Сказка странствий»
-24

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

-25
-26
-27
-28