О большом количестве золота на борту правительственного самолёта ИЛ-12, следовавшего в Пекин с делегацией высшего руководства Восточно-Туркестанской Революционной республики, знают, наверное, все жители села Кабанск в республике Бурятия. На переговоры с Мао Цзэдун глава революционной республики вез золото, монеты, украшения, дорогие ковры. Самолёт потерпел крушения, но никто из местных жителей не может точно показать место крушения.
Когда до самолёта оставалось метров 500, огромный медведь дал понять, что нам не нужно идти к самолёту.
Охотники, кто когда-то бывал на месте катастрофы, уже ушли из жизни или состарились. Нам удалось найти и поговорить с двумя дедами, побывавшими в своё время на месте обломков. Они подтвердили информацию о наличии золота на борту и даже видели в одном из зимовий стены, оббитые коврами.
Самолёт упал в глухой тайге в 30 километрах от ближайшего населённого пункта. Три дня солдаты и местные охотники в сопровождении сотрудников Министерство государственной безопасности СССР прочёсывали тайгу. Нашли самолёт на 3-й день в верховьях реки Кабанья.
Меры сокрытия катастрофы были исключительные: через каждый 1-2 километра проложенной тропы от с.Елань до самолёта были выставлены часовые. В деревню Елань нагнали военных и вьючных лошадей. В тайге ИЛ-12 разобрали до последней заклёпки, разбили приборы и сожгли все, что могло гореть и не могло, завозя горючую смесь к самолёту на вьючных лошадях. Большой, по тем меркам, самолёт ИЛ-12 массой в 11 тонн и длинной 21 метр перестал существовать. Смотрите фотографии, это всё что осталось.
Злой дух Кабаньей
Наши поиски места крушения продолжались 10 дней, хотя, мы примерно и представляли, где находится самолёт. Погода, медведи и даже злые комары задерживали нас, как будто говоря, не нужно туда ходить.
Описанный местными охотниками маршрут к самолёту проходил по острой бровке водораздела реки Плешкова. По ней нужно было подняться в верховья горы Кабанья и от соответствующей затёсы на большом кедре повернуть прямо вверх к каменному курумнику, на котором и лежит самолёт.
Полтора часа мы подымались по крутой бровке водораздела, пока не вышли к пологому логу. Отсюда до каменной осыпи, где лежит самолёт оставалось метров 500. И этот единственный путь перекрыл медведь. О величине зверя свидетельствуют метки, оставляемые зверям на деревьях. Никто из нас не мог дотянутся до них, на такой высоте они были сделаны этим здоровым зверем.
Подымаясь по бровке, я видел надломленные верхушки деревьев, но не мог даже представить, что это сделал медведь, слишком высоко они были над землёй от 2 до 3-х метров, снег надломил, думал я.
Сперва мы почувствовали острый, неприятный запах, как будто чем-то тухлым пахнуло, с левой стороны бровки мне показалось какое-то движение, шорох. Встал на колено, всматриваюсь в ту пологую строну. Надо мной ёлка с пометкой медведя, чуть в сторонке заломанная верхушка молодого деревца. Глушь, бурелом. Оглядываю местность и понимаю, это не снег надломил верхушки деревьев, а огромный медведь метил свою территорию. Таких гигантов я еще не встречал, метки на высоте метра под три.
Старый охотник рассказывал, что от самолёта 6 лет назад его отпугнул медведь, вышел медведь из зарослей и пошел на него. Спас деда выворотень, яма от упавшего дерева, забился он в яму под корни упавшего дерева и крикнул оттуда так громко, что зверь ушел. Дед выскочил из своего убежища и побежал. Немного заплутал и к ночи на каменной россыпи увидел ещё один самолёт, припаренный снегом, незнакомый, не известный ему. Подыматься к нему не стал. Что это за самолёт, нам предстоит ещё узнать, найти его.
Подымаясь по бровке, я видел надломленные верхушки деревьев, но не мог даже представить, что это сделал медведь, слишком высоко они были над землёй от 2 до 3-х метров, снег надломил, думал я.
Все мы ощущаем присутствие чего-то непонятного, страшного, вспомнился рассказ деда, а не тот ли это медведь, который напугал охотника. Мы стоим как перед порталом в другой мир и не решаемся переступить черту из заломленных медведем деревьев.
Шесть часов вечера, скоро темнеть начнёт. Всё же решаюсь пройти немного дальше, дорогу разведать на завтра, да и вроде тропа просматривается в нужном нам направлении. Переступаем импровизируемую черту, перед нами как будто лес расступается, пустое пространство и метров 20 до зарослей. Тишина полнейшая. Шаг. Другой. И мы отчётливо слышим впереди, как сползает огромный валун, скрежещет по камням. Такое чувство, что огромная лапа сдвинет крышку каменного склепа. Медведь!
Бежали?! Не то слово! Меня просто сдуло. Я не понял, как отпрыгнул назад, преодолев 3-4 метра, как будто это был пространственный перенос, секунда и сознание вернулось – бежать нельзя, обороняйтесь.
Наше оружие – шумовые гранаты и перцовые баллончики, но, брызгать не в кого. Перед нами те же пустых 20 метров отделяющие нас от зарослей. Коротко брызгаю перцовой смесью на тропу, отходим назад, оставляя короткие пахучие метки баллончиком на кустах и деревьях.
К зимовью мы вернулись в сумерках. Развели костёр, но всё время нам казалось, что огромный медведь где-то рядом, преграждает дорогу к желанному самолёту. Неужели мы так и не попадём к нашей цели? Нам возвращается пора, продовольствие на исходе, максимум на пару дней растянуть ещё можно.
Вся эта экспедиция была как сказка, не та, в которой чем дальше, тем страшнее, а доброй, с чудесами, волшебным клубочком показывающем дорогу, доброй бабой ягой и даже избушкой на курьих ножках. В последний день мы нашли дорогу к самолёту и сам ИЛ-12, поклонились погибшим лётчикам, зажгли свечу в память погибшим.
Мы не успели провести запланированные полноценные поисковые работы с металлоискателями, но теперь мы знаем короткий и лёгкий путь, где разбить лагерь в следующий раз и как договорится с хранителем тайны.
Следующая экспедиция летом 2024 года.
Автор Рудольф Кавчик, 07-16 августа 2023.
Видео с этой экспедиции
Рекомендую посмотреть фильм "Злой дух Ямбуя", по роману Григория Федосеева. Не пожалеете, медведь будет долго потом снится :)