ДУГИН ОПИРАЕТСЯ НА НЕМЦА-СОЦИОЛОГА?
Философ призван осмысливать действительность, выявлять закономерности, толковать человечески поступки, как проявление воздействия объективных факторов. Но нынешние философы – бессильны. Типичный пример - Александр Дугин, который на днях раскрыл главный подвиг Евгения Пригожина: «Он указал путь всем остальным». Каким остальным? И почему мы все должны следовать этим путём – через бизнес и криминал к защите Родины?
Философ, с которым я не хотел полемизировать, уважая трагедию отца, теперь появляется в всех телепрограммах и уже, по-моему, заговаривается. Он так объяснил уникальность судьбы основателя ЧВК "Вагнер": мол, основатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин совершил "принципиальный жест", который выходит далеко за пределы его собственной личности и судьбы. Так заявил директор Института "Царьград" Александр Дугин в эфире программы "Царьград. Главное".
Но для обоснования он вдруг принялся вещать о концепции немецкого социолога Вернера Зомбарта, который выделял два типа цивилизаций - героев и торговцев. К первому виду относятся общества, в которых люди не боятся смотреть смерти в лицо и способны жертвовать собой ради высоких идеалов. Торговцы, напротив, делают всё, чтобы не оказаться в жёсткой ситуации. Ради этого они готовы молчать, унижаться, хитрить, договариваться закулисно. На этих принципах и построены современные капиталистические либеральные общества.
Русский философ Дугин почему-то обращается к немецкому социологу начала ХХ века Зомбарту, но не уточняет, что в годы 1-й мировой войны Зомбарт перешел на позиции немецкого национализма, а в книге «Торгаши и герои» (1915) он противопоставлял «героизм» немцев утилитаризму англичан. Причём тут русская нация подвижников? – совершенно непонятно.
Почему Дугин не взял, например, такую симпатичную теорию Вернера Зомбарта, который дошел до того, что признал склонность прекрасного пола к расточительству причиной возникновения… капитализма. Он утверждал, что если бы дамы в XV—XVI веках не сходили с ума от сладостей, то объемы торговли сахаром, какао, кофе и чаем никогда бы не достигли значительных масштабов. Производство этих товаров в колониях и торговля ими сыграли решающую роль в развитии капитализма. По Зомбарту, дух современности родился из духа расточительности, а последний — один из «женских» факторов в мировой истории. Теперь вот колониализм окончательно рушится, женщины стали есть меньше сладостей, а проклятый капитализм всё царит в России. Идёт война, а торгаши и на ней наживаются. Какой философ или социолог объяснит нам, почему?
Кстати, Степан Бандера – был социалистом по убеждениям. Национал-социалистом, который ненавидел крупный капитал. Поэтому он олигарха Коломойского первого бы поставил к стенке по двум причинам – буржуй и еврей, хоть тот и носил майку с надписью «Жидобандера».
Всё сложнее и с Зомбертом. В 1938-м он публикует главный философский труд «О человеке», в котором развивает идеи В. фон Гумбольдта, В.Дильтея и всей «исторической школы» о человеке как творце и творении культуры. Публикация книги, в которой Зомбарт возвращается от национализма к идеалам гуманизма, приводит его к конфликту с идеологами национал-социализма.
Но Дугин примитивно гнёт своё: мол, Пригожин, который начал в 1990-е годы, когда цивилизация торговцев захватила Россию, изначально и сам был плоть от плоти этого торгашеского строя. Но он преодолел сам себя, он преодолел свою среду, своих коллег и встал на путь героя. И добавил, что Пригожин сознательно выбрал иную дорогу в тот самый момент, когда страна нуждалась в этом больше всего:
«Родина на торговцах не выедет. Битву усилиями торговцев мы не выиграем. Пригожин это очень глубоко понимал, поскольку он был глубоко русским человеком. И он совершил подвиг: стал из торгаша героем и показал путь всем остальным. Все остальные представители торгашеской элиты сегодня должны следовать в этом направлении».
А когда к человеку-творцу культуры будем возвращаться? Когда вспомним заветы таких мыслителей как Чернышевский, Бердяев, Ленин, философы?