На Земле существует несметное количество сказок. Сюжеты их самобытны и причудливы, хотя временами и похожи друг на друга. И это не удивительно — во всем мире представление о добре и зле, о любви и ненависти, о хорошем и плохом одинаковы. Поэтому похожи и «детали», из которых собирается сказка. При желании, каждый может собрать сказку как конструктор. Зачем? А затем, что сказка — это еще одна возможность донести какую либо информацию деликатным, иносказательным способом.
Замечали — дети часто подают информацию в виде сказки: девочка боится признаться маме в том, что разбила вазу. Но признаться как-то надо. Что делает девочка? Сочиняет сказку про то, как в квартиру залетел Карлсон и, расшалившись, разбил вазу. И хорошо еще, что только вазой дело закончилось, обычно Карлсон разбивал люстры…
Взрослые тоже часто используют сказочные сюжеты: в стоматологической клинике врач рассказывает маленькому пациенту историю о злобном Кариесе, который прячется в зубках тех деток, которые не дружат с зубной щеткой и пастой.
Мама, понимая, что ее разговоры о важности овощей в рационе, дети, скорее всего, пропустят мимо ушей, сочиняет сказку про коварного, разрушающего детский организм, Авитаминоза. Против него выступает армия отважного Витаминчика, воины которого скрываются в брокколи, морковке, луке и других полезных овощах.
Бабушка рассказывает сказку про волшебную Яблочную принцессу, которая под утро приносит вкусный яблочный пирог в тот дом, где дети помогают старшим собирать с грядок фрукты и овощи.
Примеров таких сказок много, и, согласитесь, пользы от них гораздо больше, чем от скучных нравоучений.
Сказка, где главный Герой похож на вашего малыша — действенный способ помочь ему выйти из сложного положения и увидеть ситуацию под другим углом. Такие сказки принято называть терапевтическими. Эффективнее терапевтическая сказка будет тогда, когда ребенок будет вовлечен в ее составление.
Как же правильно «собрать» такую сказку? Предлагаю рассмотреть самый простой «конструктор».
Любое произведение состоит из следующих «деталек»: присказка, завязка, кульминация, развязка.
ПРИСКАЗКА
Любая сказка должна быть волшебной. Создайте ее с помощью знакомых с детства слов: «Жили-были...», «За горами, за лесами, за синими морями», «В некотором царстве, в тридевятом государстве»…
Для ребенка необходимо создать защищенное пространство, поэтому в создаваемой сказке, в каком бы необычном волшебном месте не находился Герой: в неизведанной галактике Амадор, в далекой стране Сибутамии, на затерянном в океане острове Лакерау — везде он должен чувствовать себя в безопасности!
В главном Герое сказки ребенок должен узнавать себя: во внешности, в привычках, в любви к одним и тем же книгам, игрушкам… Если у героя будут друзья, то пусть их зовут так, как настоящих друзей ребенка.
ЗАВЯЗКА
Главный Герой попадает в ситуацию, когда ему необходимо покинуть свой дом и отправиться в путь для решения проблемы, похожей на проблему ребенка. Позвольте ребенку самому расширить проблему, придумать побольше трудностей, которые предстоит преодолеть Герою.
Хочу подчеркнуть: Герой обязательно должен покинуть свой дом и отправиться в путь. Только в пути он получит новые знания и опыт, станет сильнее и узнает, что зло можно победить не только силой, но и сноровкой, мудростью и рассудительностью.
Терапевтическое воздействие сказки заключается в том, что позволяет ребенку выплеснуть наружу испуг, беспокойство, тревогу, которые накопила его психика и показать, что с этим можно справиться.
Добавьте в сюжет запретов (нельзя говорить какое-то слово, нельзя выходить из квартиры…). И, если есть запрет, то он должен быть нарушен. И это тоже может стать причиной начала путешествия Героя.
Пусть Герой возьмет с собой в дорогу помощника — не такого сильного, умного, отважного как Герой. Он может быть похожим на приятеля ребенка. Помощником может быть «ожившая» игрушка или домашний питомец. Пусть он будет немного пугливым, нелепым или смешным — от помощника требуется моральная поддержка.
КУЛЬМИНАЦИЯ
В этой части должен появиться Злодей. Тут тоже дайте возможность ребенку выплеснуть свой страх. Понаблюдайте за ребенком: в Злодее вы обязательно подметите черты того, кого ребенок боится, к кому относится с опаской.
С появлением Злодея, Героя будут подстерегать множество опасностей. Он даже может оказаться на волосок от смерти. Но Герой потому и Герой, чтобы мужественно справиться со всеми препятствиями. Злодей обязательно пустит в ход все свое коварство: будет колдовать, похищать, обманывать, убивать… Придумывайте испытания для Героя, а ребенок будет придумывать, как Герой преодолеет их. Напомните ему про волшебных помощников: яблоньке, печке, клубочке…
Главное, что ребенок должен понять: безвыходных ситуаций не бывает!
РАЗВЯЗКА
Конец путешествия Героя должен быть всегда позитивным. Пусть окажется, что победить Злодея не так и сложно: его можно до смерти накормить пельменями или уморить веселым танцем, но путь Героя должен быть по - настоящему героическим. Зло не только должно быть побеждено, но и наказано! И Герой должен получить заслуженное вознаграждение.
В конце сказки обязательно должен быть веселый праздник, пир на весь мир или большой бал.
Когда Герой устанет от веселья, самое время будет поговорить о морали сказки и сделать правильные выводы. Напомните с чего началось путешествие Героя, как трудно ему пришлось в пути и как бесстрашно вел себя Герой.
Отождествляя себя с главным Героем, ребенок будет ощущать прямую сопричастность к его славным подвигам. Эта сопричастность будет давать веру в собственные силы, побуждать на поступки в реальной жизни. А это и есть показатель эффективности терапии сказки.
Автор: Шушковская Людмила Борисовна
Специалист
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru